Минский международный рождественский конкурс вокалистов провели уже в третий раз. «Культпросвет» подготовил фотодневник конкурса, который, как и прошлые годы, прошел в три этапа. Прогуляемся по Большому театру?
Изначально на конкурс было подано 225 заявок от участников из 20 разных стран. До начала музыкальных состязаний доехали не все — количество конкурсантов сократилось до 120 человек. С каждым годом география конкурса расширяется: к примеру, в этом году в числе участников оказались 4 человека из Северной Кореи, приехавшие на конкурс впервые.
Изменилось и судейство. Ряды завсегдатаев разбавили профессионалы из Италии — дирижер Джанлука Марчиано, художественный руководитель проектов Национальной оперы «Эстония» — Тармо Ээспере, редактор журнала «Опера» из Лондона — Джон Эллисон, генеральный директор Оперы Марселя и театра «Одеон» — Морис Ксиберрас и генеральный директор Немецкой оперы на Рейне — Кристоф Мейер.
Жеребьевка
I тур
Первый тур конкурса вокалистов разделили на 2 дня: 70 участников выступили в четверг и 50 — в пятницу.
II тур
Во второй тур члены жюри пропустили 33 участника из 120.
Финал
Призеры
Третьей премии и денежного вознаграждения в размере 4000 долларов удостоена Зарина Абаева из России.
Второй премии и денежного вознаграждения в размере 6000 долларов — Александр Михнюк из Беларуси.
Первую премию и денежное вознаграждение в размере 8000 долларов получил контртенор из России Андрей Немзер. Журналисту «Культпросвета» удалось побеседовать с лауреатом.
— Почему вы решили принять участие в Минском конкурсе вокалистов?
— За моими плечами до этого момента, к сожалению, не было лауреатства именно в европейском конкурсе, за исключением самого первого опыта участия во всероссийском Bella Voce: на этом конкурсе я дважды пытал судьбу. Первый раз — в дуэте с Антониной Тимофеевой, с которой учились в Академии хорового искусства. В номинации «Ансамбли» мы заняли второе место. К сожалению, сольно у меня не было такого успеха. На тот момент я еще был тенором, и мое выступление было далеко от идеального. На конкурсе я получил лишь специальный приз «За лучшее исполнение народной песни» и решил, что мне обязательно нужно поучаствовать в конкурсе, который проводится именно в Европе. Я очень рад, что им оказался конкурс в Минске.
— Какой из этапов оказался самым сложным для вас?
— Второй тур стал самым критичным. Я проснулся с утра и понял, что вообще не спою ни ноты. У меня было несмыкание связок. Думал, что приду и откажусь от участия из-за простуды. Но витамины и заботливый фониатр привели меня в норму, я распелся — и голос вернулся.
— А что скажете про третий тур?
— Это самое интересное! Ведь необходимо было перевоплотиться в выбранный образ не только внешне, но и внутренне. Такого тура, честно говоря, я не припомню в каком-либо другом конкурсе. Это колоссальный опыт для участников.
— Согласитесь, контртенор — редкий и уникальный мужской голос. Как быстро вы нашли себе преподавателя?
— К сожалению, в России найти преподавателя не удалось — лишь в США, работаем с ней до сих пор.
— Не считаете, что это связано именно с тембром голоса?
— Вы знаете, частично — да. Русская манера пения — большие голоса, низкие. Я считаю, что, если совместить европейскую манеру с русской, получится идеальная середина. Когда я стал заниматься со своим педагогом именно как контртенор, мне было сложно добиться подвижности и легкости, потому что от природы у меня «тяжелый» голос. Но через полтора года занятий колоратурой появилась беглость.
— Сложности возникают и при выборе репертуара?
— Безусловно. Контртенор — это традиционная музыка эпохи Возрождения, барокко и раннего классицизма. Это хрестоматия, которую нужно знать, уметь исполнять в любом состоянии и в любое время дня и ночи. Естественно, большую часть моего репертуара составляют арии этого периода. Но в США у меня был опыт пения не только традиционного контртенорового репертуара, но и мужских ролей, которые исполняют женщины. Тот же Орловский. У меня было два контракта с «Метрополитен-опера», где я страховал других певцов на эту роль. В прошлом году случилось так, что солистка заболела и я вышел на сцену исполнить роль Орловского. Был очень этому рад! Были еще более необычные работы. К примеру, в 2012 году мне необходимо было сыграть старую женщину из оперы Л.Бернстайн «Кандид». В русской опере есть несколько ролей, которые написаны для контртенора — Ратмир (М.Глинка «Руслан и Людмила» — прим. Культпросвет), Лель (Н.Римский-Корсаков «Снегурочка» — прим. Культпросвет), Ваня (М.Глинка «Жизнь за царя»). Но ролей очень мало. Репертуар не настолько обширен, если не копать глубже и не искать чего-то нового. Нужно отметить, что современные композиторы начинают возрождать этот голос и пишут множество партий для контртенора.
— Вы упомянули свои сольные концерты. Какой репертуар исполняете на них?
— Я люблю разную музыку, но вынужден концентрироваться на барокко. В своих сольных концертах исполняю джаз, отрывки из мюзиклов, романсы, народные песни. Стараюсь быть разноплановым, и это ломает определенные стереотипы, особенно в отношении моего голоса.>
— Планируете ли вы вернуться в наш театр?
— Надеюсь выступить здесь, и не один раз. Если будут конкретные предложения, я их с удовольствием рассмотрю. Был бы рад еще раз исполнить партию Ратмира в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
— Уже решили, на что потратите часть выигрыша?
— Да, уже знаю. В январе я поеду в Испанию на конкурс, на предварительные туры. Надеюсь, что пройду и все получится.
Приз зрительских симпатий — а его учредили в прошлом году — достался Маргарите Левчук из Беларуси.
Гран-при третьего Рождественского конкурса вокалистов и денежного вознаграждения в размере 10000 долларов удостоен Тигран Оганян из Армении.