Меню

Новости

Действие происходит в наши дни во время карнавала в Венеции.

Акт 1

Сцена 1

Граф Альмавива страстно влюблен в прелестную Розину, воспитанницу старого доктора Бартоло. Чтобы привлечь ее внимание, он в сопровождении музыкантов поет ей серенаду под ее балконом, но все напрасно.

Неожиданно граф встречает своего старого знакомого Фигаро – бывшего графского камердинера, краснобая, кропателя стишков, отважного певца, неутомимого гитариста, теперь еще и цирюльника. Фигаро – свой человек в доме Бартоло и, вдохновленный ожидаемым вознаграждением, обещает графу помочь устроить знакомство и женитьбу на красавице.

На балконе в сопровождении опекуна появляется Розина. В записке она просит графа назвать свое имя, звание и намерения. В следующей за этим серенаде Альмавива представляется бедным студентом Линдором и молит девушку о любви. Она благосклонно отвечает ему, но их диалог прерывает появление разгневанного доктора.

Граф и Фигаро решают обмануть Бартоло – цирюльнику становится известно, что старик собирается жениться на своей подопечной из-за наследства. Фигаро предлагает графу явиться в дом опекуна под видом пьяного солдата, будто бы прибывшего на постой, и передать Розине послание. Оба в восторге от будущего успеха.

Сцена 2

Розина, сердце которой отдано незнакомому красавцу, пишет ему письмо, содержащее страстное признание в любви. Девушка готова немедленно покончить с опекунством опостылевшего старика.

Появляется Фигаро, опоивший лекарствами всех слуг Бартоло, и собирается рассказать ей о графе. Их разговор прерывает разозленный на Фигаро доктор Бартоло. Цирюльник прячется.

К опекуну приходит дон Базилио, известный интриган, клеветник и учитель музыки Розины. Он рассказывает, что в Севилье объявился поклонник воспитанницы – граф Альмавива — и советует, как следует оболгать его, расписав при этом все преимущества клеветы. Однако Бартоло отказывается — лучше ускорить его свадьбу с Розиной и этим оградить ее от всех воздыхателей.

Подслушав их разговор, Фигаро рассказывает о нем девушке. Розина, как следует расспросив о графе и его чувствах, передает цирюльнику свое письмо. Полный ревности Бартоло приходит в бешенство, выговаривает Розине свои претензии и запирает ее в комнате.

Вскоре дверь дома начинает трястись от ударов. Это – граф Альмавива, изображающий пьяного солдата. Начинается страшный переполох, в котором принимают участие все домашние. На этот галдеж даже приходит военный дозор. Все, как безумные, пытаются объяснить, что происходит, Розине не удается переговорить с графом, их с Фигаро план терпит фиаско.

Акт 2

Картина 1

Вечером граф Альмавива вновь появляется в доме Бартоло под видом дона Алонсо. Он рассказывает о внезапном недуге своего вымышленного учителя дона Базилио, настаивает на уроке музыки у Розины, а заодно предлагает оклеветать графа с помощью записки, якобы написанной им для другой возлюбленной. Опекун в восторге – вот это настоящий ученик проходимца Базилио! — и полностью доверяется графу.

Розину зовут на урок, она поражена, увидев переодетого Альмавива. Во время занятия она поет арию из «Тщетной предосторожности», в которой повествует возлюбленному о своих страданиях. Через некоторое время приходит Фигаро – побрить опекуна. Хорошенько с ним поспорив, переколотив в доме половину посуды и доведя его до полубессознательного состояния, цирюльник принимается за дело, пока влюбленные договариваются о побеге этой же ночью.

Полной неожиданностью для всех становится появление мнимого больного дона Базилио. Его долго не могут выпроводить, осыпают упреками и уговорами, граф тайком вручает ему кошелек и, наконец, безмерно удивленный всеобщим сумасшествием дон Базилио уходит. Однако, вскоре после этого Бартоло разоблачает влюбленных и с позором выгоняет «дона Алонсо» и Фигаро из дома.

Картина 2

Подозрительный опекун полон ужасных предчувствий – ему категорически не нравится ни утренний «солдат», ни вечерний «ученик Базилио». Во всем этом он видит происки графа Альмавива и срочно посылает дона Базилио к нотариусу, чтобы этой же ночью жениться на Розине. Ей, в свою очередь, опекун показывает записку, переданную «доном Алонсо» и убеждает воспитанницу в неверности возлюбленного. Розина, считая себя обманутой, готова выйти замуж за Бартоло и рассказывает ему о предполагаемом побеге. Опекун спешит на улицу за подкреплением.

Разражается страшная гроза. В дом проникают Фигаро и граф. Розина бросает «Линдору» горькие упреки в обмане и измене, говоря, что тот старался не для себя, а выслуживался перед графом Альмавива. Торжествующий граф открывает свое настоящее имя.

Появляются дон Базилио и нотариус. Угрозами и посулами граф уговаривает их зарегистрировать брак. Когда же приходит дон Бартоло и солдаты, Розина и Альмавива уже подписали договор. Опекун страдает, но с таким положением смиряется – приданое Розины остается ему. В сердцах у всех воцаряется радость и любовь.

 

Опера Джоаккино Россини
Либретто: Чезаре Стербини по одноименной комедии Пьера де Бомарше
Дирижер-постановщик: Джанлука Марчиано (Италия)
Режиссер-постановщик: обладатель медали Франциска Скорины Михаил Панджавидзе
Художник-постановщик: Александр Костюченко
Хормейстер-постановщик: народная артистка Беларуси Нина Ломанович
Художник по костюмам: Элеонора Григорук
Художник по свету: Сергей Шевченко (Россия)
Дирижеры: заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко, Вячеслав Волич

Исполняется на итальянском языке
Продолжительность: 3 часа с одним антрактом

Фото: архив театра

Top