Авторский курс лекций по истории искусства Татьяны Зайдаль
Кто мы? Откуда пришли? И куда идем? Это три универсальных вопроса, которые давно будоражат умы человечества. Наши предки не оставили очевидных ответов, но всегда есть предметы искусства, которые помогают нам приблизиться к пониманию.
Сакральное (от лат. sacer, англ. sacred) означает священное, относящееся к религиозному культу, доступное посвященным. Представления о сакральном, опыте соприкосновения с ним в культуре выражаются через аллегории и символы знакомых языков: музыки, поэзии, живописи и т. д. В нашем курсе с а к р а л ь н о е ? это угол зрения, под которым мы будем рассматривать искусство. Начиная с самых истоков человеческой цивилизации, мы проследим как складывались отношения культа и изображения.
В мире древних искусство было включено в жизненную практику и было призвано восстановить утраченную духовную гармонию мира. Люди полагали, что их система ценностей, верований, общение с богами и переход к жизни вечной напрямую зависит от того, что изображено. Предметы наделялись магическими свойствами. На этом основании часто делается вывод о примитивности сакрального искусства. Однако дело в том, что наше восприятие искусства тогда и сейчас очень разнится. Сегодня мы воспринимаем искусство автономно, и нам трудно осознавать, что знание о предмете может быть целостным, вплоть до его места и значения в пространстве-времени.
Осмыслить такое отношение ? значит приблизиться к пониманию нашего мышления и, возможно, по-новому взглянуть на самих себя.
Суть рисования в принципе осталась той же, что и в доисторические времена. Оно связывает человека и мир в одно целое. Это магия.
Кейт Херинг, американский художник
21 ноября, 19.00
Искусство начинается в пещере
Искусство родилось задолго до появления письменности. Поэтому мы не можем с уверенностью сказать, чем являлись наскальные росписи для древних, они просто не оставили об этом свидетельств. Разнообразие теорий происхождения искусства это подтверждает. До художественного произведения в нашем понимании ? еще тысячелетия сложнейшего пути.
В палеолитических пещерах мы обнаруживаем наскальные изображения животных, детальные, поражающие воображение своей живой выразительностью, но среди них нет человека… Мезолит преподносит нам сюрпризы в виде минимализма сцен охоты «человечков-палочек» на таких же графичных животных. Обращаясь к изображениям в пещерах Ляско, Шове и др., фигуркам палеолитических венер, мы постараемся выяснить, что сакрального было в пещерном искусстве и чем был обусловлен перелом, наступивший после палеолита в наскальной живописи.
28 ноября, 19.00
Тайна лабиринтов неолита
Древнейшие города, невероятные мегалитические сооружения древности и необъяснимые знаки, разбросанные по всем уголкам земли… Время начала цивилизации, какой мы ее знаем, оставило множество вопросов. Искусство наконец вышло из пещер на свежий воздух, а люди захотели оставить после себя видимый многим След. Среди петроглифов (изображений, высеченных на камне) часто обнаруживается спиралевидный лабиринт. Мы попробуем разгадать значение этого архетипического символа. Прогулявшись по руинам Иерихона, Чатал-Гуюка (древнейшего города Анатолии), Стоунхенджа, ирландским гробницам и мальтийским храмам, увидим, что разные культуры этого периода, находясь на значительном друг от друга расстоянии географически, тем не менее, были близки в своих духовных поисках.
5 декабря, 19.00
Древний Египет: магия и смерть
Спрашивать о бессмертии лучше у тех, кто знает в этом толк. Древние египтяне, построившие невероятные ритуальные машины для посмертных трансформаций ? пирамиды, несомненно, были из числа таких людей. Обеспечить переход человека в мир иной, мир вечный ? одна из основных задач древнеегипетского искусства. В каждом предмете обнаруживается скрытый символизм, скрепляющий форму и содержание в единое целое.
Мы познакомимся с заупокойным ритуалом, магическими практиками и символической системой, что позволит нам «прочитать» многие шедевры наследия Древнего Египта, а также увидим, что сакральное искусство древних египтян ? колоссальный мир, наполненный смыслами, позволяющими проникнуть в представления древних о человеке, его предназначении, предках и богах.
12 декабря, 19.00
Глаза Шумера
Долгое время египетская цивилизация и письменность считались древнейшими в мире. Однако в XIX веке была открыта еще одна «колыбель цивилизаций» ? в регионе под названием Месопотамия, между реками Тигр и Евфрат. Обращаясь к артефактам, предметам искусства, найденным на территории городов-государств Шумера и Аккада, мы попробуем представить, как смотрели на мир люди, стоявшие у истоков, чье происхождение до сих пор остается загадкой. Пройдемся по улицам древнего Урука, заглянем в храмовые комплексы-зиккураты, познакомимся с культом богини Инанны и большеглазыми идолами. Поговорим о скорости и опасности, сопровождавших шумерскую цивилизацию на протяжении всей ее истории, о поисках бессмертия, разочарованиях и связях с европейской ментальностью.
19 декабря, 19.00
Эгеида: культ быка
Память об Эгейском мире сохранилась в легендах и мифах Древней Греции, а сказания о древней Трое — в «Илиаде» Гомера. Греческий миф о загадочном Лабиринте и о его хозяине, человеко-быке Минотавре, был связан с Кносским дворцом. Никто и не предполагал, что когда-нибудь он будет найден на самом деле… Об интерпретациях мифа живописным эгейским искусством, таинственных «парижанках», опасных играх и не только — в лекции «Эгеида: культ быка».
9 января, 19.00
Тело и Судьба в Древней Греции
Поиски разумной закономерности, лежащей в основе мироздания, поступки вопреки воле богов и столкновения с Судьбой — в этом состоит жизнеутверждающая сила древнегреческого искусства. О чем рассказывает живое и прекрасное человеческое тело? Через лучшие образцы искусства попробуем понять тот особый способ античного отношения к космосу, обществу и самому себе, влияние которого человек западного мира испытывает ежедневно.
16 января, 19.00
Искусство кельтов. Языческое и христианское
Ни одна культура Европы не казалась такой привлекательной, как кельтская. В XVIII и XIX веках поэты и художники, страстно влюбленные в фантастический мир первозданной природы, населенный духами, благородными воинами, прекрасными девами и мудрыми друидами, без устали славили кельтскую древность. И сегодня нам трудно не поддаться чарам этой культуры, даже если образ ее полумифический. Абстрактные волнообразные узоры и переплетающиеся линии стали своеобразной визитной карточкой кельтского искусства. В «темные века» Европы распространение христианства во многом определило направление в его развитии. Через хитросплетения языческого и христианского мы попытаемся проникнуть в представления о сакральном древних кельтов и культур ранних варварских королевств.
23 января, 19.00
Восток и Запад христианства
Первые примеры христианского искусства (II-V века) мы обнаруживаем в росписях римских катакомб. После раздела Римской империи на Восточную и Западную в 395 году освоение христианской образности пошло разными путями. И уже в совсем скором времени обнаружился индивидуальный облик сакрального искусства Византии. На лекции мы обсудим точки соприкосновения восточной (православной) и западной (католической) традиций в искусстве, рождение иконописи, византийский стиль, иконоборчество и отношение церкви к изображению.
30 января, 19.00
Двойное дно Средневековья
Средневековье длилось почти тысячу лет, накопив огромный опыт воплощения Божественной идеи и отражения внутреннего мира человека в искусстве. Символы, знаки, аллегории… Средневековый человек владел этим багажом и представлял картину мира совсем иначе, чем мы сегодня. Мы познакомимся с особенностями средневековой эстетики и мышления. Узнаем кое-что о понимании тела, представлениях о материальном и потустороннем. Увидим в чем своеобразие и отличия романского стиля и готики, обнаружим символизм художественного языка, света, великолепие витражей, книжных миниатюр, живописи, скульптуры и, конечно, соборов.
Татьяна Зайдаль — культуролог, аспирант БГУ, лектор и автор лекций проекта AUDITORIUM.
Дополнительная информация по телефону +375 333 326 326.