Меню

Новости

17, 22 марта — 15:00 и 18:30

Полная программа ретроспективы «Кинематограф Милоша Формана»

Сымитировав помешательство в надежде избежать тюремного заключения, Рэндл Патрик МакМерфи попадает в психиатрическую клинику, где почти безраздельным хозяином является жестокосердная сестра Милдред Рэтчед. МакМерфи поражается тому, что прочие пациенты смирились с существующим положением вещей, а некоторые — даже сознательно пришли в лечебницу, прячась от пугающего внешнего мира. И решается на бунт. В одиночку.

Возведшая Формана в ранг виднейших режиссёров и принесшая ему мировую славу экранизация во многом автобиографического и ставшего в свое время бестселлером романа-антиутопии Кена Кизи (1962), который трансформирован в исполненную гуманистического пафоса притчу о судьбе личности в современном обществе. Постановщик создал экранную модель тоталитарного общества, общества тюрьмы и психушки, привнеся в американское кино главное, что было в «новой чехословацкой волне» – осознание некрофильского характера любого тоталитарного режима и того факта, что основной осью тоталитарного сознания является культ власти. Начиная с этой картины, находки чешского периода творчества Формана подвергаются высокопрофессиональной огранке и предстают в драгоценном обрамлении (что не в последнюю очередь объясняется финансовыми причинами). Однако философия судьбы молодого поколения (конфликт отцов и детей, изначальное сиротство молодежи, лишенной психологического и социального пространства), художественная логика, социопсихическая поэтика остаются прежними. Меняются некоторые установки, отвечающие европейскому менталитету. Исчезает затянутость ритма, т.н. «чешский сюжет», выстраиваемый как цепочка анекдотов, рассказанных по случаю и объединенных, на первый взгляд, лишь внешне. Но сохраняется карнавальное мироощущение и черный юмор, острота наблюдений, умение ярко и точно увидеть смысл происходящего. Исчезает открытый финал, и появляется формановский хэппи-энд, который, не являясь вполне счастливым, все же оставляет персонажу и зрителю шанс или надежду. Неизменным атрибутом его фильмов становится «story», с помощью которой можно внести порядок в хаос окружающего мира, акцентируя то, что всегда привлекало внимание художника – человеческий интерес к индивиду… При бюджете всего в 4,4 млн. $ лента только в США собрала 109 млн. Второй фильм в истории американского кино, получивший 5 «Оскаров» в самых престижных номинациях: за лучшие фильм, режиссуру, сценарий, мужскую (Дж.Николсон) и женскую (Л.Флейтчер) роли; 5 «Золотых глобусов» за то же [единственный случай за всю историю этой награды](1976).

Страна: США, 1975
Режиссер: Милош Форман
Композитор: Джек Ницше
В главных ролях: Джек Николсон, Луиза Флетчер, Брэд Дуриф, Уильям Редфилд, Кристофер Ллойд, Дэнни ДеВито, Уилл Сэмпсон, Нэйтан Джордж, Дин Р. Брукс, Майкл Берриман
Хронометраж: 2 часа 13 минут

Top