17 марта, 19:00: «Кармина Бурана», «Гран-па из балета «Пахита», «Половецкие пляски»
Картина «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» давно существует как самостоятельное балетное произведение.
Действие происходит в половецком стане, когда по велению хана Кончака невольницы, половецкие девушки и воины развлекают князя Игоря танцами – то плавными, томными, полными неги, то воинственными, стремительными и дикими.
Историческая справка
Первым воплотил на сцене стихийный дух древних половцев хореограф Лев Иванов, поставивший картину «Половецких плясок» для премьеры оперы «Князь Игорь» на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1890 году. В сложной, многоплановой танцевальной сюите Иванов использовал смелое сочетание приемов классического и характерного танца, открыв простор для экспериментов хореографов будущих поколений.
В ХХ веке к «Половецким пляскам» обращались Михаил Фокин, Касьян Голейзовский, Игорь Моисеев, Никита Долгушин и другие балетмейстеры.
Постановка Михаила Фокина, созданная для первых «Русских сезонов» 1909 года в Париже, является одной из самых выдающихся версий этой грандиозной вокально-хореографической сцены. Фокин создал образ стихийной мощи половцев, по-новому осмысливая возможности характерного танца.
«Половецкие пляски» М. Фокина потрясли современников невероятной энергетикой и ощущением подлинности танца древних половцев. «Впечатление от этой сцены было столь огромным, что бурные аплодисменты неоднократно прерывали действие, и, когда занавес наконец опустился, ажиотаж был неописуемый», — писал ассистент хореографа и участник «Русских сезонов» Сергей Григорьев.
«Половецкие пляски» в хореографии Михаила Фокина впервые поставлены на белорусской сцене в 1996 году (балетмейстер П. Сталинский).
Из книги Михаила Фокина «Против течения»: «О постановке „Половецких плясок“ (которую я считаю одной из самых важных своих работ) я хочу сказать особо… В „Половецких танцах“ я старался дать пример выразительного массового танца.
До этого задачи кордебалета сводились, главным образом, к фону для танцев балерины или солистов, к аккомпанементу. Были танцы кордебалета без участия солистов совершенно. Все же задачи его сводились к орнаменту в движении, к объединению в одном ритме танцующих… Но о выражении чувств, об экстазе, о душевном подъеме с кордебалетом не говорили. Создать танец волнующий, возбуждающий, было моей интересной задачей. <…> Мне казалось: что я знаю о танцах половцев? Как вообще история мало знает об этом диком народе!.. Отсутствие материалов и восторг перед музыкой, которую так страшно испортить, смущали меня, и я готов был уклониться от постановки. Дягилев, предлагая мне поставить танцы для оперы, акт из которой давался в Paris, говорил: „Вы это отлично сделаете…“, Н. К. Рерих, которому поручены были декорации и костюмы к „Игорю“, сказал мне: „Я уверен, вы сделаете что-нибудь замечательное“. И я поверил им и приступил.
Откуда брались мои pas? Я бы сказал — из музыки. Иногда я приступал к постановке во всеоружии, напитавшись историческими, этнографическими, музейными и книжными материалами. На этот раз я пришел с нотами Бородина под мышкой, и это было все мое оружие.
Насколько я колебался до начала работы, настолько я был уверен в себе, когда начал <…> постановку. Никто не мог бы сбить меня. Все рисовалось мне ясно, и я верил, что если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так. <…> Впоследствии, и даже очень скоро, эти танцы стали гордостью дягилевской антрепризы и одной из самых больших побед русского балета».
Композитор: Александр Бородин
Хореография: Михаил Фокин
Постановка: Павел Сталинский
Художник по костюмам: Элеонора Григорук
Дирижеры: заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко, обладатель медали Франциска Скорины Вячеслав Волич, Иван Костяхин
Продолжительность: 15 минут