Куратор: Ольга Рыбчинская
Звук: Евгений Рогозин
«Человечество все также пребывает в Платоновой пещере
и по вековой привычке тешится лишь тенями, изображениями истины».
Сьюзен Сонтаг
«Истина – это то, чего нельзя избежать».
Антуан де Сент-Экзюпери
Проект «Реконструкция героя» является второй частью успешно осуществленного в 2012 проекта «Один и многие». И представляет собой тотальную интервенцию в рамках всего здания музея-мастерской Заира Азгура, который также называют «музеем эпохе». Для этого будет выстроено практически новое пространство внутри музея и создана уникальная экспозиция.
Выставка-интервенция Селиханова задумана как единая инсталляция, сконструированная из четырех частей. Автор применяет принцип коридора, вдоль которого проходит зритель. Сменяющиеся пространства пластически визуализируют четыре магистральные темы, которые исследует автор. «Выставочный текст» проекта складывается из «комплексных и многомерных» произведений-инсталляций: «Реконструкция» раскрывает проблему имитации постоянного процесса переосмысления, воспроизведения моделей прошлого, назначает границу между сном и явью, воображаемым и действительным. Тема будущего, взаимосвязи событий истории в переменном контексте времени раскрывается в инсталляции «Посылка». Правдивым остается восклицание Сьюзен Сонтаг 1970-х гг.: «нынче ностальгическое время…», в котором мы продолжаем тешиться лишь привычным образом, стереотипизированным «изображением истины».
Инсталляция «Тир» предъявляет новый пантеон героев: изгоев советского мэйнстрима и анонимных персонажей, выделенных из толпы случайностью.
«Герой» — есть кульминация, логическое завершение сложного повествования автора. Здесь появляется герой. Однако его обозначение строится не на противостоянии и открытом противопоставлении старого и нового. Само пространство постоянной экспозиции музея конструирует понимание центрального объекта-произведения, который поглощает как образы ушедших вместе с эпохой акторов, безымянных победителей, так и выделяет черты героев сегодняшних. Это образ одновременно победившего настоящего и как бы поверженного прошлого – отпечаток очередного мифа, попытка «осознания истории, в процессе которого создается новая структура мифологического образа, … «еще один способ зафиксировать происходящее, осмысляя и передавая его будущим поколениям…» (Вергилий).
Ольга Рыбчинская
Проект «Один и многие. Часть вторая. Реконструкция героя» является тотальной интервенцией в пространство музея. Выставка станет продолжением размышления о современности, взаимодействии и противопоставлении человека, идеологии, проблемы смены культурных парадигм/систем и их исторической реализации. Так, основанная на антитезе и отрицании – «невозможной дистанции» «героя», растворением одного во многих, первая часть проекта сменяется реконструкцией «героя» – обобщенного объекта/субъекта, олицетворяющего каждого из нас по-отдельности в «попытке противостояния», в обозначении себя в современности, таким образом, ее определяющими.
Проект одновременно есть воспроизведение исторических сюжетов и моделей, а также тотальное сомнение в их актуальности. Это размышление об идеологии «матрицы» – глобальной мистификации, бесконечной многослойной имитации и мультиплицировании смыслов. О «поразительном экспериментальном состоянии»[1] –ремонте и о нас, как о представителях «общества ремонта». Об использовании одной и той же, сработанной и отработанной кем-то модели. О «ловушке» прошлого, которое, так или иначе, претендует на определение будущего (Тацит).
Проект «Реконструкция героя» – интервенция в музей эпохе, место памяти. Однако в данном случае линия напряжения проходит не в плоскости взаимодействия-противостояния времени, но в обозначении драматического процесса постоянного реконструирования «старой отработанной матрицы», возобновляемой «платоновой пещеры» как единственно возможного места существования и действия героя.
Другими словамипроект – о героях и антигероях, обычном человеке, который создает каждый день из года в год наше общее будущее: материальное и нематериальное. Здесь зритель сможет проникнуться как сладковато-болезненным чувством ностальгии, так и искушением самостоятельно выстроить личную траекторию движения в дне сегодняшнем.
[1]Определение Вальтера Беньямина (1927)
В материале использована фотография Игоря Чищени