Латвийский музей фотографии предлагает минскому зрителю выставку известного латышского фотографа Янисa Дейнатсa “Край света”. Две серии из нее были показаны в Латвийском музее фотографии в 2014 году. Несколько тематических циклов выставлены для просмотра на выставке.
Янис Дейнатс в своих работах думает фотографически. В качестве примера можно привести циклы II (Зима), XI (Асфальт), Край света и Сцены. Однако, названия даже не настолько важны – хотя, конечно, важны! Можно сказать, что предмет – незаметная и невидимая действительность, которая объясняет эти взгляды последовательно. Используя различные подходы, можно приблизиться к предметам, которые не могут быть сфотографированы.
Значительное в незначительном и наоборот
Янис Дейнатс говорит, что своими фотографиями хочет привлечь внимание к незначительным вещам. Это то, что говорят все фотографы. Однако, наш антропоцентризм неизменно заставляет нас замечать знакомые изображения в странных и специфических формах на фотографиях, которые мы много раз видели. Таким образом, начинаются бесконечные игры со значением, интерпретацией и эмоциями…
По-моему, этот момент перехода, препятствия или опосредования между обычным и тем, что существует вне видимого лежит в основе работ Янисa Дейнатсa, включая его циклы Край света и Сцены. Старуха в темном пальто стоит в середине банального внутреннего двора посреди обычной зимы, между банальными пятиэтажными зданиями, рядом с ужасным электрическим щитом и смотрит в бесконечность. На мгновение.
Человек и Край света
Люди в “фотографических картинах” Янисa Дейнатсaна вид, казалось бы, обычные, но, в то же время, они потеряли «почву под ногами»,они меняют свои пропорции в действительности и рассказывают историю о меланхолии мира отчуждения. В фотографических картинах Дейнатсa каждый находит и одиночество, и странный беспорядок, и бессмысленность, и иронию. Настоящее в сравнении с прошлым. Смесь болезненности и веселья. Чувственность и резкость. Ребячество и серьезность. Своего рода время ожидания и прощания. Что-то брейгельское и идиллическим образом романтичное. И очаровательно красивое. Даже лесные пейзажи или банальность цветов нигде не становятся границами к мистическому.
Иварс Рунковскис
Янис Дейнатс родился в Риге, Латвия, в 1961 году. Закончил oтделение театрального факультета культуры и искусств Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола. Получил актерское образование, занимается фотографией с 1989 года. Я. Дeйнатс работал актером в “Студия № 8” и фотографом в журнале “Парк” и с 1997года в ассоциации “Фотоцентр”. Его работы печатались в ведущих латвийских газетах и журналах, художественных альбомах и каталогах. Он создавал портреты деятелейлатвийской культуры, искусства, бизнеса и политической элиты.
Персональные выставки: «Люди в Музее» (Латвийский национальный художественный музей, 2003), II (Художественное пространство Риги, 2009), VII (в квартале Калнциема, Рига, 2011), II/IV (Фестиваль искусства в городе Цесис, 2011), Сцены /XI (Латвийский музей фотографии, Рига, 2014), Сцены (Международный фестиваль фотографии PhotoVisa,Краснодар, Россия, 2014), Сцены (Край света) (Riga Photomonth, Рига, 2015).
Выставка подготовлена Латвийским музеем фотографии при поддержке фонда «КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ» (Латвия), Посольства Латвийской Республики в Беларуси и компании «OLAINFARM» (Латвия).