Меню

Новости

Персональная ретроспектива в связи с 85-летием со дня рождения кинорежиссера

12 января (пятница) в 15:00 и 18:30
ИВАНОВО ДЕТСТВО

СССР, 1962, ч/б, 96 мин.
Реж. Андрей Тарковский. В ролях: Николай Бурляев, Евгений Жариков, Николай Гринько, Андрей Кончаловский.

Поэтическая драма по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван» о судьбе 12-летнего разведчика, чье сердце переполнено ненавистью к врагу, потрясает прежде всего ярким художественным столкновением двух миров: жестокого и реального мира войны и светлого, поэтического мира мальчишеских снов, которым не суждено сбыться… Главный приз на МКФ в Венеции, премия за режиссуру на МКФ в Сан-Франциско (1963); специальный диплом на МКФ в Карловых Варах (1970).

17 января (среда) в 15:00 и 18:30
АНДРЕЙ РУБЛЁВ (СТРАСТИ ПО АНДРЕЮ)

СССР, 1966, ч/б, 185 мин.
Реж. Андрей Тарковский. В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков.

Историко-биографическая притча о творчестве известного русского иконописца, жизнь которого протекает в конце XIV — начале XV веков – времени, когда формировалась новая русская государственность и завершался переход Руси от язычества к христианству. Запрещенная к показу в СССР (автора упрекали за недостаток оптимизма, мрачное изображение русской истории, избыток жестокости, усложненность формы) картина, тем не менее, была продана за границу. В 1969 г. французский прокатчик показал ее вне конкурса на XXII МКФ в Канне. На экранах советских кинотеатров фильм появился лишь в конце 1971 г. в урезанном виде. Первоначальный его вариант восстановлен в 1988 г. Вот как формулировал сверхзадачу ленты сам А. Тарковский: «Проведя человека сквозь драматические, трагические ситуации, сквозь безнадежность – дать ему выход в покой, в радость, в состояние надежды». Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне (1969); премия Леона Муссинака за лучший иностранный фильм в кинопрокате Франции (1969); включен в 100 лучших фильмов мира по опросу киноведов (1978); вошел в 100 лучших фильмов мира по опросу ФИПРЕССИ (1995).

19 января (пятница) в 15:00 и 18:30
СОЛЯРИС

СССР, 1972, 169 мин.
Реж. Андрей Тарковский. Комп. Эдуард Артемьев. В ролях: Наталья Бондарчук, Донатас Банионис, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько, Анатолий Солоницын.

Пронизанная сложными изобразительными метафорами фантастическая драма по оригинально трактованному роману Станислава Лема (1961) о некоей космической экспедиции по изучению неизвестной формы разумной жизни – Мыслящего океана – на планете Солярис. Увлеченный научно-«мистическим» антуражем первоисточника, Тарковский вложил в нее иной смысл. Его творение – не только об Океане Неведомого, ожидающего человечество в процессе познания, существования вообще. Готовы ли мы к контактам с внеземным Разумом? Не слишком ли много о себе возомнили, считая себя венцом творения, а так ли это? Философия здесь подменена экологией, заветом любить друг друга. Проведя своего героя по пути очищения и обращения к первоосновам жизни, классик советского кино снял фильм о необходимости оставаться человеком в любых условиях, фильм-признание в любви к родному дому-Земле и, в частности, к Искусству. Библиотека на космической станции – разве это не метафора всей культуры, которая была создана человечеством за многие века и необходима ему, как всеобщая память о прошлом, как подлинный идеал?! Искусство – это истинное зеркало, в котором человеческая цивилизация постигает свою суть, собственное предназначение. Большой приз жюри, приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) на Канском МКФ; приз на XXVIII МКФ в Карловых Варах (1972); Приз за лучшее исполнение женской роли Н.Бондарчук на XI МКФ в Панаме (1973).

24 января (среда) в 15:00 и 18:30
ЗЕРКАЛО

СССР, 1974, 107 мин.
Реж. Андрей Тарковский. В ролях: Маргарита Терехова, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алла Демидова, Юрий Назаров, Олег Янковский.

Предельно напряженный по эмоциональному накалу фильм-исповедь, построенный на автобиографическом материале и наиболее полно выражающий личность А.Тарковского. Свободный, ассоциативный поток воспоминаний и размышлений героя о детстве, зрелом возрасте, родителях, семье развернут в контексте истории. Фильм состоит из 32 эпизодов-микроновелл, причем прошлое и настоящее прослаиваются видениями и снами главного героя – Алексея. Одним из главных смысловых центров картины является образ матери, который для героя сливается с образом любимой женщины. Не случайно две эти роли – жены и матери – исполняет одна актриса. Поэтика фильма основывается не столько на сюжетно-смысловых связях, сколько на пластических, поэтических образах. «В «Зеркале» мы рассказали как бы сугубо личную историю,– говорил А.Тарковский, – ведь речь шла о глубоко изначальных, непреходящих человеческих чувствах. :Но мы надеялись – зритель не должен остаться к ней равнодушным, потому что она пронизана духом своего времени». При тираже всего 84 копии фильм собрал в советском кинопрокате 2,2.млн. зрителей. Премия «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм года в Италии (1980; по итогам опроса ФИПРЕССИ включен в список 100 лучших фильмов мира (1995).

26 января (пятница) в 15:00 и 18:30
СТАЛКЕР

СССР, 1979, 163 мин.
Реж. Андрей Тарковский. В ролях: Александр Кайдановский, Алиса Фрейндлих, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Наташа Абрамова.

Философская притча по мотивам фантастической повести «Пикник у обочины» Аркадия и Бориса Стругацких, сочетающая простоту формы со сложностью и глубиной мысли. За внешним сюжетом – путешествием в Зону, где есть волшебная комната – место исполнения всех желаний, обнаруживается метафорический подтекст: поиски счастья – это поиски веры! В мучительных попытках самоанализа постановщик сосредотачивает внимание на образе сталкера (проводника), терзаемого поисками абсолютной истины, выхода из тупика, за которым оказывается лишь вера в возможность чуда. Картина впечатляет своеобразной стилистикой – оригинальным использованием цвета (с преобладанием темных тонов в первой части и ярких, насыщенных в эпизодах в Зоне); использованием воды (как символа жизни) в большинстве эпизодов; длинными планами и т.д. Лучшая роль А.Кайдановского в кино. При тираже в 193 копии фильм собрал в советском кинопрокате 4,3 млн. зрителей. Приз экуменического жюри на МКФ в Каннах (1980); особое упоминание жюри зрителей на МКФ в Порту (1983).

31 января (среда) в 15:00 и 18:30
НОСТАЛЬГИЯ (Nostalghia)

Италия – СССР, 1983, 125 мин.
Реж. Андрей Тарковский. В ролях: Олег Янковский, Домициана Джордано, Эрланд Йозефсон.

Безусловно, навеянная личной судьбой постановщика психологическая драма о советском писателе-исследователе жизни талантливого крепостного музыканта (кстати, имевшего реальный прототип), ставшего за создание нового типа русского хорового концерта членом Болонской филармонической академии, но покончившего с собой по возвращении в Россию после учебы в Италии. Важную роль в исповедально-метафорическом сюжете картины, снятой в нарочито замедленном ритме с использованием длинных планов, играет спутница-переводчица героя, которая безуспешно пытается понять его внутренний мир и причины тоски, исходящей от осознания «непереводимости» культур… Специальная премия за лучший фильм на ХХХVI МКФ в Канне (1983).

02 февраля (пятница) в 15:00 и 18:30
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (Offeret)

Швеция – Великобритания – Франция, 1986, 149 мин.
Реж. Андрей Тарковский. В ролях: Эрланд Йозефсон, Сьюзен Флитвуд, Валери Мерес.

Облаченный в форму притчи и посвященный «сыну Андрею с надеждой и верой» фильм-завещание. «Жертвоприношение»,– говорил режиссер,– это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к собственным детям: принести себя в жертву». Картина отмечена глубиной и честностью мысли, совершенным ее художественным воплощением. Большая специальная премия за творчество, приз за лучшее художественное достижение оператору С.Нюквисту, премия ФИПРЕССИ, премия экуменического жюри на XXXIX МКФ в Канне (1986).

Top