Персональная ретроспектива к 100-летию со дня рождения великого шведского кинорежиссера (14.07.1918 – 30.07. 2007)
6 апреля, 15:00 и 18:30 — СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ (Det sjunde itseglet)
Швеция, 1956, 95 мин.
В ролях: Макс фон Сюдов, Гуннар Бьёрнстранд, Бенгт Экерут, Нильс Поппе, Биби Андерсон, Гуннель Линдблом.
Принесшая автору мировое признание, предельно аскетичная, впечатляющая своей символической образностью философская притча (по собственной пьесе «Гравюра [Роспись] на дереве»), снятая всего за 35 дней в период духовного кризиса автора, внутреннего спора веры и безверия. «Одна из немногих картин, по-настоящему близких моему сердцу… Здесь соперничают две точки зрения, каждой из которых дозволено говорить собственным языком». Современная философия отчаяния в аллегорической форме передается через воссоздание страшной реальности средневековья. Странствующий рыцарь, вернувшись на опустошенную чумой родину из крестового похода в Палестину, где с фанатичной верой в Бога истреблял неверных, впервые задумывается о добре и зле, истинных и мнимых ценностях жизни. Спецприз жюри на Х МКФ в Каннах (1957).
11 апреля, 15:00 и 18:30 — ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА (Smultronstallet)
Швеция, 1957, ч/б, 95 мин.
В ролях: Виктор Шёстрем, Биби Андерсон, Ингрид Тулин, Гуннар Бьёрнстранд, Макс фон Сюдов.
Философский шедевр крупнейшего европейского кинорежиссера, глубокое исследование изолированности человека в современном мире, содержащее все основные мотивы его творчества: любовь как разочарование и возрождение, религиозные сомнения и искания, интерес к духовному миру женщины, поиск смысла жизни в простых повседневных радостях. С помощью знаменитого режиссера «шведской класссической школы» 1910 – 20-х гг. и прекрасного актера В. Шёстрема постановщик создал точный психологический портрет пожилого человека, замкнутого эгоиста, который мысленно обращается к своему прошлому и безжалостно переоценивает ценности прожитой жизни. «Золотой медведь» и приз ФИПРЕССИ «за исполнение главной мужской роли» В.Шёстрему на VIII МКФ в Западном Берлине; премия «Серебряная лента» итальянской кинокритики на XIX МКФ в Венеции; специальная премия И.Бергману на XI МКФ в Каннах (1958).
13 апреля, 15:00 и 18:30 — ПЕРСОНА (Persona)
Швеция, 1966, 85 мин.
В ролях: Лив Ульман, Биби Андерсон, Гуннар Бьёрнстранд, Маргаретта Крок, Ёрген Линдстрём.
Психологическая драма, в которой выражен в максимально сжатой, концентрированной, лаконичной форме практически весь комплекс идей, внутренних переживаний, навязчивых желаний большого художника, который испытывает боль и радость собственного существования, враждебность и гармонию окружающего мира. Одна из самых лучших, ключевых картин в обширном творчестве Бергмана, в которой отражён период трагического ощущения некоего разрыва между видимым и истинным. Герои не способны найти высший смысл, услышать «голос Бога», потому что за явлениями жизни уже не прозревают её сущности, не замечают Лица. Здесь истинное как бы поглощается видимым. Личина скрывает лицо. Вдруг замолчавшая знаменитая актриса (маска) «растворяет» в себе медсестру (душу). Но без души человек ничего не может постичь. Душа и маска вместе образуют персону – знаменитый кадр составлен из половинок двух лиц героинь. И эта персона есть Ничто. А мир персоны – иллюзия. Кстати, «Персону» можно рассматривать и в иной плоскости – взаимосвязи искусства и жизни. Жизнь (душа) в искусстве (маске) может умереть. Искусство не всегда способно сохранить живое дыхание жизни. Не случайно Бергман трижды в фильме специально подчёркивает призрачность и условность искусства, используя кадры с кинопроектором, как будто демонстрирующим «фильм в фильме»… Искусство – это только видимость по сравнению с жизнью. «Золотые жуки» за лучшие фильм и женскую роль (Б.Андерсон).
18 апреля, 15:00 и 18:30 — СТЫД (Skammen)
Швеция, 1968, 103 мин.
В ролях: Лив Ульман, Макс фон Сюдов, Сигге Фюрст.
По-своему неожиданная политическая и антивоенная по своей сути притча, снятая в почти хроникальной манере. Камерное пространство типичных бергмановских драм вдруг оказалось открытым всем ветрам сумасшедшего времени начавшейся где-то войны. Пророчество и предостережение выдающегося режиссёра точнее и глубже многих пугающих антиутопий о будущем. Апокалипсис, по Бергману, наступает буднично и быстро – но неотвратимо и неисповедимо. Только чувство стыда – всеобщее и каждого человека в отдельности – может спасти человечество от неминуемой гибели. Да избавится устыдившийся – таков философски горький финал послания (иначе не скажешь) шведского мастера кино всем людям. «Золотой жук» за женскую роль (Л.Ульман); Призы Национального совета обозревателей США за лучший иноязычный фильм и женскую роль (Л.Ульман).
20 апреля, 15:00 и 18:30 — ШЕПОТЫ И КРИКИ (Viskningar och rop)
Швеция, 1972, 91 мин.
В ролях: Харриет Андерсон, Кари Сюльван, Ингрид Тулин, Лив Ульман, Эрланд Юзефсон.
Психологическая драма из жизни трех сестер – обитателей большого имения. Воспоминания о счастливом, беззаботном детстве переплетаются с вязким настоящим, наполненным с трудом скрываемым неудовлетворением и неприязнью женщин, несчастных каждая по-своему. Классик европейского атрхауса называл эту картину самой значимой в своём творчестве. Отчуждение близких людей, не раз становившееся стрежнем произведений автора, и здесь явилось той основой, на которую уложена эмоциональная многослойность повествования. «Оскар» С. Нюквисту за лучшую операторскую работу; Технический Гран-при Каннского МКФ; Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм и режиссуру (1974).
25 апреля / 27 апреля, 15:00 и 18:30 — ОСЕННЯЯ СОНАТА (Hostsonaten)
Швеция — Франция — ФРГ, 1978, 103 мин.
В ролях: Ингрид Бергман, Лив Ульман, Лена Нюман, Хальвар Бьорк, Георг Локкеберг.
Психологическая драма о распаде семьи всемирно известной пианистки и двух ее дочерей, снятая в циклической сонатной форме. Фильм представляет собой редкий сплав кинематографических, театральных, телевизионных средств выражения. Режиссёр ставит вопросы взаимоотношений между жизнью и искусством и о цене жертв во имя искусства. Прототипом образа главной героини стала одна из его жен – пианистка Кэби Ларетай. Самая примечательная работа Бергман 1970-х гг. Премия нью-йоркских кинокритиков И.Бергман как лучшей актрисе года (1978); премии Национального общества кинокритиков США И.Бергман как лучшей актрисе года и И.Бергману как лучшему режиссёру; «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм (1979).
2 мая / 4 мая, 15:00 и 18:30 — ФАННИ И АЛЕКСАНДР (Fanni och Alexander)
Швеция — Франция — Германия, 1981-82, 181 мин.
В ролях: Пернилла Алльвин, Бертиль Бюве, Бёрье Альстедт, Кристина Адольфсон, Харриет Андерсон.
Монументальная семейно-биографическая драма с широким социально-культурным контекстом начала ХХ в., придающим ей эпический размах. Яркие, пронизанные и радостью, и печалью, и тревогой картины «человеческой комедии» глазами юного героя. Взгляд умудренного жизнью мастера на разные аспекты человеческого существования: смерть, любовь, Бог… Наивысшее достижение Бергмана, его творческое завещание: после этой работы режиссер решил посвятить себя исключительно театру. Вобрав в себя едва ли не все основные темы предыдущих его лент, она, тем не менее, резко отличается от них: здесь много света, надежды, фантазии, теплых красок. «Сезар» за лучший зарубежный фильм года; «Оскары» за лучшие иностранный фильм на экранах США, операторскую работу, декорации и костюмы (1983).