7 марта, 15:00 и 18:30 — РИМ — ОТКРЫТЫЙ ГОРОД (Roma citta aperta)
Италия, 1945, 103 мин.
Реж. Роберто Росселлини.
В ролях: Альдо Фабрици, Анна Маньяни, Марчелло Пальеро, Вито Анникьярико, Нандо Бруно.
Проникнутая яростной ненавистью к фашизму военная драма, ставшая подлинным шедевром, знаменем итальянского неореализма — главного фактора развития мирового киноискусства в первые послевоенные годы. Эстетическая программа неореолизма (новой правды о действительности) реализовалась тут наиболее полно. Сближая игровое кино с документальным, постановщик выступает как бы соавтором самой жизни. Снятый в невероятно трудных условиях, при дефиците денег и пленки, фильм имел огромный международный успех, т. к. открыл миру новую Италию — страну бедных, но отважных людей. Картина как бы явилась ответом на риторику и ложь официального кино эпохи Муссолини, показала реальных людей в реальных обстоятельствах. Образ простой итальянской женщины – народной героини, словно вышедшей из уличной толпы, принес Маньяни мировую славу, а финальные сцены с ней сразу же стали классикой кинематографа. Гран-при за режиссуру на I Каннском МКФ; Премия А.Маньяни на I МКФ в Локарно; «Серебряные ленты» Итальянского национального синдиката киножурналистов за лучшие фильм и актрису (А.Маньяни); Премия Национального совета обозревателей США за лучшие фильм на иностранном языке и женскую роль (А.Маньяни), а также попадание в десятку лучших фильмов года; Кубок Ассоциации национальных кинопромышленников на VII МКФ в Венеции (1946).
9 марта, 15:00 и 18:30 — БАНДИТ (Il bandito)
Италия, 1946, 80 мин.
Реж. Альберто Латтуада.
В гл. ролях: Амедео Наццари, Анна Маньяни, Карло Кампанини.
Криминальная драма, подлинный шедевр «неореализма» о судьбе бывшего участника Сопротивления, который в условиях послевоенной Италии, когда страна лежит в руинах, а улицы городов наводнены всевозможными жуликами, пытается найти «законную» работу, но случай сводит его с обаятельной руководительницей банды грабителей…
14 марта, 15:00 и 18:30 — БЛАГОРОДНАЯ АНДЖЕЛИНА (L’onorevole Angelina)
Италия, 1947, 88 мин., субтитры.
Реж. Луиджи Дзампа.
В гл. роли – Анна Маньяни.
Социальная драма о судьбе Анджелины Бьянки, жены сержанта полиции и матери пятерых детей, которая становится защитницей бедных жителей римского района Пьетралата в послевоенные годы в борьбе с произволом властей и спекуляцией, за улучшение условий жизни бедных людей, которые в результате выдвигают ее в депутаты. Понимая, что не обладает необходимыми для политической карьеры знаниями и опытом, а также замечая, что занятие политикой начинает губительно сказываться на отношениях в семье, Анджелина делает свой выбор… Кубок Вольпи А.Маньяни за лучшую женскую роль на Венецианском МКФ (1947); «Серебряная лента» Национального синдиката киножурналистов Италии А.Маньяни как лучшей актрисе (1948).
16 марта, 15:00 и 18:30 — МЕЧТЫ НА ДОРОГАХ (Molti sogni per le strade)
Италия,1948, 81 мин.
Реж. Марио Камерини.
В гл. ролях: Анна Маньяни, Массимо Джиротти.
Один из самых культовых и великих фильмов неореализма. Своеобразная метафора состояния итальянского послевоенного общества, терзаемого глубоким противоречием между жестокими жизненными реалиями и духовным миром простого народа. Главный герой — отчаявшийся безработный — вместе с таким же коллегой по несчастью устраивает уик-энд ничего не подозревающим жене и сыну за счет денег и машины местного нуворишa. Все они временно оказываются в другой социальной срeдe и понимают всю подлость и ничтожество бедности и стремления к материализму, в которое толкает их и весь народ Италии сложившееся положение вещей.
21 марта, 15:00 и 18:30 — ЛЮБОВЬ (L’Amore)
Италия, 1948, ч/б, 74 мин.
Реж. Роберто Росселлини.
В гл. ролях: Анна Маньяни и Федерико Феллини.
Этот состоящий из двух новелл фильм — дань уважения искусству Анны Маньяни, которая создает тут два ярких женских образа. В новелле «Человеческий голос» по одноактной пьесе Жана Кокто она предстает светской дамой, ведущей отчаянный телефонный разговор с покидающим её мужчиной. В новелле «Чудо», вызвавший много споров, она — простодушная крестьянка, обманутая проходимцем (его сыграл Ф. Феллини), внушившим ей, что он святой Иосиф… При всей разности персонажей и жизненных обстоятельств обе новеллы объединяет тема любви, не защищенной перед лицом обмана или предательства. Реализм исполнительской манеры в первом случае сменяется эксцентрической гротесковостью в изображении персонажа второй новеллы, показывая безграничность возможностей актрисы.
23 марта, 15:00 и 18:30 — САМАЯ КРАСИВАЯ (Bellissima)
Италия, 1951, ч/б, 110 мин.
Реж. Лукино Висконти.
В гл. роли: Анна Маньяни.
Еще один сольный фильм, еще одна «звездная» роль Маньяни, создавшей образ любвеобильной матери из рабочей среды, решившей во что бы то ни стало протолкнуть свою шестилетнюю дочку в мир кино, мир грез, манящий своей рекламной роскошью. Проходя череду мук и издевательств героиня Маньяни воплощает в себе трагикомизм невежеста, бездуховности, суетности. Актриса вряд ли когда-нибудь была лучше! Она играет удивительный сплав наивности и лукавства, застенчивости и наглости, практичности и восторженного поклонения искусству. Сюжет картины был подсказан реалиями подбора актеров для съемок итальянских фильмов. Съемка с прямой записью звука (редкость для Италии) и привлечением непрофессиональных исполнителей обеспечили картине редкой силы реализм и глубину.
28 марта, 15:00 и 18:30 — ЗОЛОТАЯ КАРЕТА (Le carrosse d’or)
Франция – Италия, 1952, 103 мин.
Реж. Жан Ренуар.
В ролях: Анна Маньяни, Данкэн Ламонт, Одоардо Спадаро, Джордж Хиггинс, Ралф Трумэн.
Комедия по пьесе Проспера Мериме «Карета святых даров» (La Carrosse du Saint-Sacrement) о попытке исполнительницы Commedia dell arte и ее разношерстной труппы открыть новый театр в Перу, которая натыкается на амбиции трех поклонников, жаждущих ее любви — мечтающего об уединенной жизни в глуши коллеги по сцене, мужественного и тщеславного тореадора, а также наместника короля, сраженного ее чарами и впечатленного вульгарными манерами, столь чуждыми для аристократа. Один из величайших фильмов об актерском искусстве. Потрясающий визуальный пример использования цвета в кино. Авторы фильма приглашают насладиться ярким, романтическим, полным юмора спектаклем о настоящей, реальной жизни. Художники часто обращались к теме смешения реальности и вымысла, но мало кто смог сделать это с таким изяществом и любовью как Ж. Ренуар. Но по большей части фильм обязан своим успехом блестящей игре А. Маньяни. Это ее картина, она вдохнула в нее жизнь.
30 марта, 15:00 и 18:30 — ТАТУИРОВАННАЯ РОЗА (The Rose Tattoo)
США,1955, 117 мин.
Реж. Дэниел Манн.
В гл. ролях: Анна Маньяни и Берт Ланкастер.
Романтическая драма по пьесе Теннесси Уильямса (кстати, написанной специально для очаровавшей его Анны Маньяни) о событиях в простой семье, мирная тихая жизнь которой внезапно разрушается смертью кормильца, убитого полицейскими при попытке провезти контрабанду. За роль по молодости энергичной вдовы с, как отмечали критики, «волшебным итальянским акцентом» А.Маньяни первой среди иностранных актрис была отмечена «Оскаром» в номинации «лучшая женская роль» (1955). Также за эту роль она получила «Золотой глобус» (как лучшая актриса в драме) (1956) и Премию BAFTA (как лучшая иностранная актриса) (1957)… Художником по костюмам на кинокартине была Эдит Хэд — самая титулованная женщина за всю историю Голливуда (8 Оскаров).