25 апреля в пространстве «Мёд» прошла очередная встреча «Культурного Техникума»: Виктор Мартинович рассказывал о творчестве Эдуарда Мане — художника, которого, по словам лектора, должен знать и чувствовать любой человек, считающий себя образованным. «Культпросвет» не мог пропустить встречу и даже подготовил не совсем конспект, но вольную трактовку лекции Мартиновича, потому что мы всей редакцией категорически «за» формат оффлайн-встреч.
Тем более что подход Виктора Мартиновича к повествованию несколько отличается от традиционных искусствоведческих лекций. В его презентации не было ни единого текстового слайда, только десяток картин художника: о жизни Мане он рассказывал через творчество Мане — и в этом драматургия. А еще спикер дал зрителям возможность самостоятельно нащупать причинно-следственные связи того, почему Мане стал тем, кем стал. Спасибо, очень ценно. Как и обещали, биография Эдуарда Мане — в десяти его же картинах.
1. «Огюст и Эжен Мане, родители художника» (1860)
Говорящий портрет родителей Мане: отец — глава департамента Министерства юстиции, мать — дочь дипломата и, что важнее, крестница шведского короля Карла XIII. Вы ведь прекрасно понимаете, что в такой семье художник не мог родиться по определению. Но родился. Странную склонность к художествам втайне ото всех поддерживал дядя Мане. Вообще, у Эдуарда было много секретов от родителей: часть из них он привез из путешествия в Бразилию, где подхватил сифилис, уведший его в могилу. Секретом для близких была и его связь с пианисткой Сюзанной Леенхоф, учительницей музыки брата Эдуарда. Итогом связи стала нежелательная беременность Сюзанны, о чем чете Мане лучше было не знать. Так ребенок Сюзанны и Эдуарда по документам навсегда стал им не сыном, а младшим братом Сюзанны.
2. «Флейтист» (1866)
С этой, казалось бы, незамысловатой картиной, которую вы могли не раз видеть на открытках, что-то не так. Во-первых, на ней не какой-нибудь случайный мальчик, а сын самого Мане — Леон. Драма в том, что Леон так никогда и не узнает, что Эдуард был его отцом. А пока он играет на флейте с полными загадки глазами и даже не может представить, что… не отбрасывает тень. Если вы обратите внимание на фон, то заметите, что он, вопреки законам перспективы, плавно перетекает из вертикальной плоскости в горизонтальную. Что касается источников освещения, их по меньшей мере три: свет падает с верхнего левого угла картины, фронтальный источник ослепляет лицо ребенка, а ботинки отдают свою тень. Отсюда — «эффект плавающей тени». В этом, по мнению Мартиновича, и есть отхождение Мане от реалистичной манеры, то есть то, что сближает его уже с сюрреалистами.
3. «Музыка в саду Тюильри» (1862)
Всю жизнь Мане кого-то боялся: сначала — своих родителей, потом — своего ребенка. Живя с этой энергией накапливания лжи, Мане не мог оставаться консервативным в плане живописи. Отсюда — расхождения с общепринятой традицией: его «Музыка в Тюильри» играет красками, где зелень — не «цвета старой скрипки», как было принято в академических кругах, а именно зеленая.
4. «Аржантёй» (1874)
Новаторство Эдуарда Мане далеко не все воспринимали адекватно, если не сказать, что к нему относились предвзято. Главной претензией к этой картине, например, стала придирка по поводу чего бы вы думали? Сена неправдоподобно синяя.
5 и 6. «Любитель абсента» (1859) — «Кружка пива» (1873)
Рисуя «Любителя абсента», Мане не шел на провокацию намеренно. Отказавшись от тематических канонов, навязанных академизмом, он взялся за портреты простых людей, которые составляли неотъемлемую часть «здесь и сейчас» Франции середины XIX века. В центре его внимания — любитель абсента. Сомнительный герой? Так сказали и критики. И объявили Мане скандалистом. А вот портрет «Кружка пива» создавался Мане уже как провокация, только почему-то разрумяненного старика публика восприняла благосклонно, его изображение растиражировали, а самому герою даже удалось связать свою жизнь с пивным бизнесом.
Эдуард никак не мог предугадать реакцию на свои произведения, но всегда очень хотел понравиться. Апогеем в разрыве шаблона «ожидание — реальность» для Мане, конечно же, стала скандально известная «Олимпия».
7. «Олимпия» (1863)
Из-за «Олимпии» — интерпретации «Венер» Тициана и Джорджоне — за Мане насовсем закрепился ярлык скандалиста. Во-первых, из-за того, что девушка на картине была именно голой, а не обнаженной. Во-вторых, из-за двусмысленности, будто бы девушка на картине — любовница Наполеона III. Политических подтекстов Мане наверняка не вкладывал, но публика их увидела. Администрация Салона, где выставлялась «Олимпия», ради безопасности картины приставила к ней охрану, а позже полотно повесили над дверью, чтобы особо впечатлительные посетители не смогли проткнуть его зонтом. Что и говорить про бедную натурщицу, которой пришлось эмигрировать в Америку и распрощаться с репутацией.
8 и 9. «Ева Гонсалес» (1878) и «Отдых» (1870)
Кроме Сюзанны, которую после смерти отца Мане таки взял в жены, в его жизни были как минимум две знаменательные женщины — ученицы Ева Гонсалес и Берта Моризо, самая известная среди импрессионисток. И если портрет Евы Мане рисовал с некоторым расчетом — отец девушки был большим писателем, никто не осмелился бы критиковать его дочь, — то картину «Отдых» с Бертой он создал буквально за один сеанс и просто так. Даже рьяный скептик не будет отрицать, что чувственное отношение Эдуарда к модели слева и модели справа отличается хотя бы на визуальном уровне. Кстати, насчет критики Мане снова ошибся.
10. «Бар в «Фоли-Бержер» (1882)
Картины «Бар в «Фоли-Бержер», которая должна была стать последним слайдом, в презентации Виктора магическим образом не оказалось, что в контексте истории этого полотна, в общем-то, неудивительно. О том, что это максимально близкая к сюрреализму работа Мане, вы точно догадывались: бутылки шампанского неправильно отражаются в зеркале, силуэт девушки очевидно отличается в жизни и в зазеркалье. «Бар» стал последним шедевром Мане, который он представил на Салоне, — после этого он совсем ослаб от болезни, ему ампутировали ногу. 30 апреля 1883 года Мане умер, а мы продолжаем разгадывать его загадки.
Первый французский пленэр ассоциируют с Эдуардом Мане, появление тюбиков краски во Франции тоже связано с именем художника. Мало кто знает, что у Мане было всего три импрессионистские работы, но при этом его по сей день считают предвестником этого стиля. Что же, всех деталей в онлайн-конспект не уместить. Если считаете такие детали крайне важными, не нужно недооценивать значимость оффлайн-форматов: следующие лекции «Культурного Техникума» мы будем анонсировать на нашем сайте, следите!