20 апреля в Институте журналистики БГУ прошло ежегодное, нет, не вручение Пулитцеровской премии, а распределение студентов-бюджетников. Большинство выпускников журфака недовольны результатами распределения. В первую очередь разочарованы студенты, которые работали в минских СМИ не первый год. Им придется закончить карьеру в столице и приступить к новой работе в районной газете или областном издании, где давно ждут «молодых специалистов». Режиссерка Даша Король сняла фильм «Test-730» о студентах-распределенцах, который показала на фестивалях в Минске, Варшаве и Стокгольме. Александра Ткачева встретилась с Дашей Король и узнала как 730 дней стали опытом не только для героев, но и для нее самой, и, конечно, что стоит посмотреть в конце апреля.
Даша, здравствуй и спасибо за интервью. Мы поговорим о том, что значит быть молодым режиссером и, конечно, о злободневной теме, которую ты раскрываешь в фильме «Test-730». Давай кое-что уточним: «Test-730» – твой второй фильм, когда ты успела снять еще один?
Когда училась на последнем курсе журфака, сняла свой первый фильм «touch.». Я понимала, что для него не буду искать дорогую технику, делать запредельный мир с декорациями, поэтому вышло все достаточно быстро – в течение двух недель я сделала фильм и отправила заявку на участие фестивале Director’s Lounge в Берлине.
«Я поняла – не буду слушать тех, кто хочет задушить мою мечту»
Ты показала «touch.» сначала в Минске или в Берлине?
Сначала я выложила фильм в соцсеть, и сразу начался какой-то кромешный ад. Люди стали писать мне жестокие вещи в комментариях: что я сняла какую-то лажу, нужно отобрать у меня камеру, и я всех опозорила. Я очень сильно расстроилась. А потом пришел ответ от организаторов фестиваля – они включили мой фильм в официальную программу. Если честно, я не поняла, что происходит. Мне казалось, что если тебя облажали люди далекие от кино, значит те, кто близок, точно не оценят! На фестивале о моем фильме очень хорошо отозвались. Я не знаю, как выразить степень моего шока тогда – я же была готова отказаться от режиссуры! Я поняла – не буду слушать тех, кто хочет задушить мою мечту.
А где ты училась режиссуре?
Сначала в Минской киношколе-студии, а потом окончила курс для документалистов-фильммейкеров при Институте Гёте. Но я не могу сказать, что мое обучение – это вот эти два курса. Мое обучение проходило еще и во время съемок. Да и вообще важна насмотренность – смотришь фильм, и когда нравится палитра, планы, делаешь много-много скриншотов. Такой вот подход. А еще мы (молодое поколение) очень везучие, потому что сейчас много знаний в свободном доступе: youtube-каналы, Instagram, книги. Там можно узнать разные хитрости.
Вот ты говоришь, что сейчас открытых знаний в интернете хоть отбавляй. А у тебя была какая-то классная находка, которая помогла сделать фильм о студентах?
Когда ко мне пришла идея фильма «Test-730», я открыла для себя i-D magazine – youtube-канал, который делает журнал VICE. На тот момент у меня были стереотипные представления о документалистике – думала, это такой вид кино, где режиссер скорее наблюдатель, чем создатель. А когда увидела их документалки, поняла, что это короткометражки на стыке документалистики и художественного кино. Они показывают реальность такой, какая она есть, но при этом делают постановочные кадры. Сейчас, как выяснилось, есть такой тренд в документалистике – смешение документального и художественного.
«Распределение! Вот это мощь!
Никто по этому поводу еще не высказывался, не снимал фильмов»
Давай перейдем к твоему фильму. Как к тебе пришла идея сделать фильм с ребятами, которых отправили в незнакомые места познавать профессию на два года – 730 дней?
Я достаточно чутко отношусь к тому, что происходит вокруг, поэтому задала себе такую привычку – регулярно записываю какие-то проблемы, которые меня окружают, чтобы с ними потом поработать. Я просто листала список, смотрю – оп! Распределение! Вот это мощь! Никто по этому поводу еще не высказывался, не снимал фильмов. Герои моего фильма, распределяясь в нежеланные места, знают, чего хотят от жизни. Они идут к своей цели, и ничто их не сломает. Вот что я хотела показать.
Где ты нашла таких оптимистичных студентов?
Через соцсети. Еще до съемок я создала паблики для студентов-распределенцев, которые поддерживают посыл вдохновения. В этих пабликах до сих пор пощу контент, который может быть полезен ребятам для саморазвития. Это была выборка героев, которые могут относиться к сложным ситуациям правильно, просто, находить решения, а не загонять себя в депрессию.
Чтобы фильм имел успех, нужно заниматься его продвижением. Поделись, как ты продвигала свой фильм? Куда возила?
Исходя из моего опыта, для того чтобы заявить о себе и своем фильме у нас, отлично подойдет «Лістапад». Этот фестиваль развивается, там есть индустриальная площадка, в рамках которой иностранные гости могут посмотреть и оценить ваш фильм. А еще недавно появившийся проект «Свое кино», который показывает фильмы белорусских авторов.
Недавно я возила «Test-730» в Стокгольм. Организаторы сами нашли меня, написали: «Не хочешь, чтобы мы тебя привезли в Стокгольм и ты показала фильм здесь?» Я согласилась, потому что люблю зарубежные фестивали – там чувствуется другой фокус критики. Всегда получаю от них добротный фидбэк.
И как отреагировали на тему распределения шведские зрители?
Люди были немного в шоке. Шведы слышали о системе распределения студентов, а теперь еще и увидели, что это существует на самом деле. Для них это было экзотикой, они были восхищены тем, с какой легкостью и иронией герои ко всему относятся. И, что мне показалось интересным, – когда у нас зрители делились мнением по поводу фильма, они в основном были сконцентрированы на идее, выборке героев, истории. А в Швеции люди много говорили о режиссуре, визуальной составляющей, о том, как выстроены кадры.
Ты сняла два фильма и теперь не понаслышке знаешь, сложно ли быть молодым режиссером. В чем плюсы и минусы?
Исходя из своего режиссерского опыта в Беларуси в рамках фильма «Test-730», могу сказать, если ты состоявшийся режиссер, то тебе особенно доверяют, ты сможешь получить большой бюджет для фильма, команду, ассистентов – не нужно быть человеком-оркестром. А когда ты молодой режиссер, ты – драйвер. Да, у тебя не так много опыта, но это не снимает с тебя ответственности. Ты должен мотивировать себя и свою команду, быть очень изобретательным, потому что все будет меняться по сто тысяч раз, начиная от героев и заканчивая техникой для фильма. Из плюсов, наверное, то, что молодые режиссеры ближе к медиа, чем старшее поколение. Мы больше знаем про соцсети, краудфандинг. А если ты независимый режиссер, тебе, скорее всего, еще и придется выполнять множество обязанностей на разных этапах подготовки фильма, поэтому важно шарить в этом всём.
«Я не люблю фильмы, после которых жить не хочется, в которых рассказывают историю, а решения не находят»
Эти знания помогли тебе найти финансирование для «Test-730»?
В процессе поиска денег для фильма я пробовала все возможности. Сначала была череда фейлов – не выиграла грант от Института Гете, полгода мне отказывали европейские грантодатели. А потом я запустила краудфандинговую кампанию, и продюсеры нашли меня сами. Все наконец-то сложилось.
От точки, где ты – выпускница журфака, до точки – молодой режиссер пройден интересный путь. Ты прекрасно знаешь, что каждую весну вопрос распределения становится актуальным. Скажи, твой фильм о самой проблеме или о решении?
Для меня кино – это в первую очередь решение. Я не люблю фильмы, после которых жить не хочется, в которых рассказывают историю, а решения не находят. В кино важен творческий месседж, который может тебя вдохновить, перевернуть твою жизнь. В моем фильме основное решение такое – где бы ты не находился, ты сам решаешь, чем будет занято твое свободное время. И всегда есть возможность не останавливаться в своем развитии.
Подытоживая интервью, скажи, какие фильмы ты считаешь действительно крутыми?
Для меня самые крутые фильмы, когда ты чувствуешь, что режиссер сам через это прошел – как у Ксавье Долана. Когда смотришь его фильмы, понимаешь, что тема ЛГБТ, проблемы с мамой – это то, что его трогает, а после просмотра ощущаешь заветный катарсис. Сейчас я работаю над сценарием фильма, который как раз напрямую связан с моим опытом и очень много для меня значит. Мне тоже хочется делать вещи, которыми я буду гордиться и вдохновлять других людей.
Что стоит посмотреть в кино, чтобы конец апреля – распределение, завалы в учебе, на работе – не показался концом света?
Я всегда стараюсь ходить в кино, потому что там, как правило, всегда самые классные впечатления. Ты максимально погружаешься в фильм: перед тобой большой экран, хороший звук, та реальность становится еще ближе. Для читателей я нашла пять апрельских фильмов, которые точно стоит посмотреть.
«Хелло, Долли!»
21 апреля
В Минске проходит ретроспектива, посвященная певице и актрисе Барбре Стрейзанд. Если вы, как и я, до сих пор не смотрели фильмов с ней, думаю, самое время это сделать! Мюзикл разбудит желание танцевать и подпевать, и на душе станет легко. А еще в 60-е Голливуд был достаточно стереотипен относительно женской красоты, но Барбара смогла проломить этот барьер и блистать уже тогда за счет харизмы, нестандартной красоты и таланта.
«Дэвид Линч: Жизнь в искусстве»
до 26 апреля
Восхищаюсь таинственным стилем работ Линча и с нетерпением жду нового сезона «Твин Пикса». Когда видишь весь этот его неповторимый сюр, постоянно думаешь о том, что же у него в голове, что на него повлияло. Надеюсь, фильм даст ответы на эти вопросы.
«В крови»
23 апреля
В программе фестиваля «Паўночнае ззянне» меня больше всего заинтересовал фильм «В крови». Люблю фильмы про молодых – они часто получаются особенно искренними, даже надрывными – юношеский максимализм и преобладание эмоций над рациональностью в поступках героев дают о себе знать. Классный трейлер: локации, кровь, цветокор, динамика, шрифты – люблю такое. Плюс любопытно, во что вылилась дебютная режиссерская работа сценариста «Девушки с татуировкой дракона».
«Перестрелка»
27 апреля – 10 мая
Так сложилось, что из боевиков мне нравятся только стильные кровавые фонтаны Тарантино, но этот вызывает любопытство за счет того, что все действие разворачивается внутри одной локации. Полезный эксперимент для ознакомления – ведь так часто бюджета на всё не хватает, а это значительная экономия. А еще мне нравится постер – у героев шикарные образы.
«Моя прекрасная леди»
30 апреля
Положительно отношусь к просмотру хороших романтических мелодрам, особенно классических. В них столько шарма, нежности и искренности, от чего становишься более теплым и мягким, а этого очень не хватает в наше время, когда, к сожалению, в тренде цинизм и снобизм. Хотя я считаю, что как раз-таки быть добрым – самое сложное и нужное искусство. Положила глаз на фильм «Моя прекрасная леди» с Одри Хепберн – обожаю любоваться ей, утонченной, очень естественной и трогательной.