Меню

Новости

CPM: Дзен и Трэш

Программа Cinema Perpetuum Mobile в нынешнем году очень широкая. Еще бы, 110 фильмов из 17 стран! Чтобы разобраться во всем этом многообразии, «Культпросвет» пообщался с командой фестиваля. Организаторы прокомментировали программы и рассказали, куда обязательно нужно сходить

Для новичков и знатоков

Мы стремимся познакомить зрителя с различными проявлениями короткого метра. Говорят, человек может усваивать не более 15% новой информации. Так вот мы балансируем на грани 16%. Фильмы находятся в диапазоне от легких зрительских до крышесносных. К первому виду отнесем внеконкурсные белорусскую документальную и региональную программы. Где-то посередине – серьезные драмы, ироничные комедии, анимация, поднимающая важные социальные вопросы. Тем, кто жаждет трэша и необычной формы, нужно идти на показы секции «Дзен/Трэш» и экспериментального кино.

XYX, Саша Игнатович, Катя Дробыш, Словения

Для тех, кто хочет белорусского

Все предыдущие годы белорусская программа шла только в качестве внеконкурсной. Сейчас мы получили 42 отечественных фильма, и уровень их очень порадовал. В них нет безысходной тоски, они не так интровертны, как раньше, темы довольно разнообразны. В общем, было бы просто кощунством не показать широкому зрителю эти работы. Вот и получилось две программы – конкурсная и внеконкурсная. Среди участников – режиссеры как по образованию (например, студенты Академии искусств), так и по призванию. Никита Лаврецкий – один из наших любимых авторов, создающий весьма интересную белорусскую версию мамблкора. Молодой документалист Антон Мазейко занимается социальной тематикой, в конкурсе представлена его работа «И счастье». Дмитрий Дедок экспериментирует с документальными и игровыми средствами выражения: в его фильме главный герой, художник АРЧ, играет самого себя. Есть в программе и просто очень милые и обаятельные картины – интерпретация «Вечного сияния чистого разума» («Счастливые дни») и анимация.

«День рождения в Минске», Никита Лаврецкий, Беларусь

Также будет проходить мастер-класс по викификации. Участники научатся работать со статьями в «Википедии» и параллельно заполнят пробелы в знаниях об отечественном кино. Это будет живой процесс взаимного обучения, а заодно маленький шаг в сторону популяризации белорусских фильмов.

«Счастливые дни», Мария Монакова, Дмитрий Левковский, Беларусь

Для желающих подготовиться к экспериментальному кино

Экспериментальный кинематограф можно считать одним из самых независимых направлений. Он способствовал развитию кинематографа, так как именно эксперимент – совпадение запланированных и незапланированных случайностей – приводит к созданию чего-то нового. Такое кино ненарративно, в нем отсутствует какая-либо линия повествования, но смысл при этом не теряется. Эксперимент может быть во всем – начиная от звука и заканчивая планами и монтажом. Классические фильмы в этом жанре сняты на пленку, на которую для создания особого художественного эффекта иногда оказывают физическое либо химическое воздействие. Как правило, экспериментальные фильмы снимаются без бюджета, противостоят коммерческому кинематографу, заставляют более вдумчиво относиться к искусству, выводя его за рамки индустрии развлечений.

«Я как кто-то другой», По-Янг Чанг, Тайвань, провинция Китая

Экспериментальные картины могут воздействовать на различные органы чувств, в особенности на зрительные (например, эффект стробоскопа) и слуховые (отсутствие звука либо несовпадение его с изображением), а также влиять на восприятие времени. Сам сюжет иногда выступает сутью эксперимента. В основном все подобные фильмы пытаются раскрыть философские вопросы восприятия человеком самого себя (в физическом и моральном смысле) и окружающего мира, своих страхов и эмоций либо способствуют пробуждению последних. Таким образом, экспериментальный кинематограф направлен на неподготовленного зрителя, но в то же время спешит удивить подготовленного.

«Вращение», Оэн Хини, Ирландия

Фильмы из программы этого года содержат все из вышеперечисленных эффектов и тематик. Мы попытались сконцентрироваться на важных для каждого вопросах (человек, окружение, сексуальность, бог, смерть). Темы в фильмах не просто визуализируются, а с помощью абстрактных приемов воздействуют на эмоциональное состояние зрителя, поэтому порой неподготовленная публика может чувствовать дискомфорт не только от изображения, но и от собственного восприятия.

«Песнь об умном городе Сонгдо», Сильвия Уинклер и Стефан Кеперль, Республика Корея

Для интересующихся гендерным вопросом

Гендерная программа готовится уже третий раз, в ней поднимаются прежде всего вопросы о положении женщины в современном обществе. Однако их нельзя назвать узкотематическими и стоит обсуждать как общечеловеческие. Самым необычным и дискуссионным фильмом показа станет документальный фильм «Налина» про индийского трансгендера. Интересно, что в индийской культуре трансгендеры считаются священными и относятся к «третьему полу». Тем не менее, большинство из них вынуждены попрошайничать и заниматься проституцией.

После показов эксперты – исследователи в области гендера и зарубежные режиссеры – подискутируют на тему женского кино, обсудят, каким оно бывает в Беларуси и других странах, как женщина анализирует проблемы с помощью языка кино.

Для тех, кто хочет трэша и медитации

Программа «Дзен/Трэш»

Принципы дзен не приемлют разделения на «плохо» и «хорошо». Не важно, каким путем ты идешь к просветлению, главное, что идешь. Игра с вульгарным, стыдным, запретным во всех культурах применялась, когда высокий стиль начинал бронзоветь, терять объективность. Трэш – это молот, сносящий памятники прошлых эпох. Дзен же – метод, позволяющий остановить, успокоить его, чтобы он не наделал бед.

«Сон смешного человека», Алексей Ермолаев, Российская Федерация

Для тех, кто хочет максимальной реальности

Документальная программа включила в себя фильмы как молодых, так и опытных авторов. Она представлена различными техниками и стилями (эксперимент, анимация, документалистика, мокьюментари). Думаем, зрителя будет, чем удивить. Если внеконкурсная программа более легкая, то конкурсная скорее философско-задумчивая. Среди участников – белорусский фильм, снятый Дарьей Андрияновой. «Бродяжка Юрик» стал для нас настоящим открытием, и мы надеемся, что автор на ней не остановится.

«Бродяжка Юрик», Дарья Андреянова, Беларусь

Для тех, кто хочет познакомиться с российским кинематографом

Программа молодого российского кино

Не ждите чернухи. Это будет попытка показать современную российскую реальность в разных сферах, но без перегибов: где-то – с иронией, где-то – с грустью, используя средства документального и игрового кино.

«Новые русские казаки», Никита Литвинов, Российская Федерация

Для желающих познакомиться с зарубежным кинематографом

Немецкая киногруппа «Хаос»

Это эксперимент. И лучше не говорить о нем, а прийти и увидеть своими глазами!

Немецкие картины будут идти под белорусское музыкальное сопровождение. P-TsTs-P – широко известный в узких кругах проект Тимура Рейзиса, участника групп «Аддис Абеба» и Pukst Band. В этом проекте музыкант дает волю своему импровизаторскому мастерству, экспериментирует со смешением dub- и krautrock-звучания. Такое сопровождение идеально подойдет экспериментальному немецкому кинематографу.

Кинофестиваль Zubroffka (г. Белосток) 

С этим фестивалем мы уже сотрудничали в прошлом году и продолжаем обмениваться фильмами. Поскольку они находятся в Подляшье, легко можно найти общие темы, интересные как белорусам, так и полякам. В Белостоке уже с успехом прошел показ нашей анимации. Мы же покажем четыре лучших польских фильма с Zubroffka 2014. Все они психологичны и сняты на высоком уровне.

Фестиваль StopTrik (Словения – Польша)

Это уникальное явление – единственный в Европе фестиваль анимации в технике stop-motion.

Для тех, кто хочет познакомиться с анимацией

Анимация будет представлена конкурсной программой и партнерским показом от StopTrik. Причем этот жанр совсем не ограничивает спектр тем, а, наоборот, позволяет красочно и лаконично рассказать о поиске себя в окружающем мире и детских страхах, переосмыслить мифологию и историю, раскрыть социальные проблемы.

Блицопрос

Фильм-эпатаж: Stark Electric Jesus
Хиаш Танмой и Мригнаксекар Гангулу, Индия, 12 мин.
Конкурсная программа экспериментального кино
11 апреля, 17:00 – Центр современных искусств (ул. Некрасова 3)

После исторического вердикта, вынесенного Верховным судом Индии в соответствии со статьей № 377 Уголовного кодекса «Неестественные преступления», «неестественный» мужчина осознает, что находится в плену галлюцинаций. Он коротает дни и ночи со своей «неестественной» мечтой, подобно старомодному пистолету, грезящему выстрелить в последний раз. Он желает свободной любви, чего когда-то Гитлер желал для своей Германии. В загробном мире, за гранью Добра и Зла, есть сад, где человек наконец встречает то, что искал.

Stark Electric Jesus, Хиаш Танмой и Мригнаксекар Гангулу, Индия

Фильм-загадка: «Масоны»
Дарья Власова, Российская Федерация, 31 мин.
Конкурсная программа игрового кино № 1
11 апреля, 16:20 – кинотеатр «Центральный» (пр. Независимости, 13)

Четверо мужчин, живущих в провинциальном городе России, считают себя масонами. Они проводят тайные собрания и получают зашифрованные послания от Главной Ложи посредством строительного журнала.

«Большая Козява и маленькая Козявка», Дмитрий Шестопалов, Беларусь

Фильм-позитив: «Большая Козява и маленькая Козявка»
Дмитрий Шестопалов, Беларусь, 4 мин.
Белорусская конкурсная программа
17 апреля, 21:00 – кинотеатр «Центральный» (пр. Независимости, 13)

История о том, как большая Козява случайно встречает маленькую Козявку. Дружба помогает им увидеть мир и друг друга совершенно по-новому…


Фильм-неожиданность: «ОБНЦБНЧА»
Максим Лущик, Беларусь, 9 мин.
Белорусская конкурсная программа
17 апреля, 21:00 – кинотеатр «Центральный» (пр. Независимости, 13)

Энциклопедия перестроечного детства.

«ОБНЦБНЧА», Максим Лущик, Беларусь

Фильм-любитель публики: все картины фестиваля

Фильм-действительность: «Валить нельзя остаться»
Никита Сутырин, Российская Федерация, 29 мин.
Молодое российское кино
15 апреля, 18:30 – Музей истории белорусского кино (ул. Свердлова, 4)

Антон – талантливый молодой ученый – получает предложение о работе в престижном американском институте. Он решает все свои дела накануне отъезда, друзья и коллеги радуются и завидуют, и никто не догадывается, что он отчаянно ищет предлог, чтобы остаться.

Top