Меню

Новости

Чувственный подход

«Мы многого не знаем о себе, до тех пор пока не начнем двигаться»

Сегодня в мире представлено множество танцевальных техник и практик разной степени сложности, направленных на то, чтобы лучше понимать свое тело, не ломать его, не травмировать. В общем, наладить с ним диалог, запустить воздух для легкости бытия, успокоить разум, быть тем, кто ты есть. И это важно и нужно каждому, независимо от профессии и социального статуса.

«Клетки обновляются только тогда, когда мы движемся. Гимнастика, особенно танцевальная, необходима всем. Даже тем, кому кажется, что он здоров и силен. В каждом теле множество атрофированных точек. Их излечивает только подвижность. Танцуя, легче найти свои слабые места и «залатать» их, красота и сила станут не самоцелью, а источником здоровья организма», – рассказывает в одном из интервью Охад Нахарин, художественный руководитель танцевальной компании Batsheva, хореограф, разработавший танцевальную технику Gaga. Здесь образец координации – правильность и естественность движений животных:

«Мы изучаем возможности суставов, каждый из которых действует по-своему, «текстуру» тела, состояние каждой мышцы – мягкая она или зажатая. Ищем взрывную силу, которая заставит почувствовать себя свободно в трехмерном пространстве».

Gaga помогает осознать слабые места своей физической подготовки, пробуждает спящие зоны, выявляет зажимы и предлагает способы от них избавиться, создает связь между осознанным и неосознанным движением. А также позволяет ощутить свободу и удовольствие – в приятном месте, в удобной одежде, под музыку.

мастер-класс Тома Нуэве

Танцующим людям информации всегда не хватает. И здесь спасают и мастер-классы, семинары, практики… Несколько месяцев назад Ольга Скворцова, хореограф танцевальной группы Skvo’s, поехала в Москву на очередные воркшопы. Попала на мастер-классы Томы Нуэво, преподающей технику image&sensations через Gaga, которой обучалась на сертифицированной преподавательской программе у Охада Нахарина в Тель-Авиве. Впечатленная занятиями, Ольга решила пригласить Тому в Минск и организовать трехдневный интенсив. Ее привлек чувственный образный подход хореографа к танцу в противовес сухому концептуализму, путешествие посредством тела к конкретному образу, новые горизонты искренности в движении. Тело нуждалось именно в таком подходе. К тому же израильская техника слабо представлена в в Беларуси.

Окна закрыты, чтобы лишний шум не разрушал атмосферу. Зеркала заклеены целиком, чтобы не отвлекаться на изображение. И опаздывать, конечно же, нельзя. Тома говорила, что раньше это было очень строгое правило. Сейчас она специально начинает классы на пятнадцать минут позже, чтобы все могли успеть решить неотложные дела. Но не больше. Затем двери закрываются плотно и до конца класса: «Если человек опаздывает больше чем на 15 минут, значит, он не готов к занятию».

Весьма сложно четко и структурированно описать то, что происходило на протяжении трех дней. Но три основных момента выделить все же можно.

мастер-класс Тома Нуэве

Непрерывное движение

Очень важно, что на протяжении полутора часов мы ни на секунду не останавливались. Мышцы, суставы, сознание как будто перетекали из одной точки внимания в другую, не было времени на анализ, критическую оценку себя, соседа. Все были заняты делом, при этом без ухода в инсайд. Имеешь в виду пространство, держишь голову, чтобы не улетела очередной раз в какую-нибудь проблему. Двигаясь без остановки, достигаешь критической точки, когда кажется, что это предел, пик изнеможения и ничего больше не можешь из себя выжать.

На одном из проектов в Варшаве у меня было небольшое соло, построенное на импровизации с конкретным заданным образом. И главным замечанием было следующее: в какой-то момент кто-то как будто нажимает во мне кнопку «Выкл.». «Причина не в усталости, – комментировал мою проблему режиссер. – Просто в какой-то момент теряется вера в образ, точка интереса – и тогда все, тебя нет. Неинтересно тебе внутри – неинтересно смотреть на тебя снаружи». Я его слова обдумала, запомнила, решила, что поняла. Но параллель и заключение пришли одновременно на классе у Томы через полгода. Так как же не уставать, что значит держать точку интереса?

Дело здесь не только в постоянно меняющихся задачах для тела, но и в ритме. В какой-то момент он ускоряется невероятно – и ты выжимаешь из себя максимум, действуя на пределе. А потом щелк – и скорость резко падает, но ты не останавливаешься (нет, это делать нельзя!) – теперь ты паришь, чувствуешь необыкновенную легкость. Усталость исчезла – появилась новая точка интереса, новый контраст в теле. Это потрясающе. Непрерывное движение порождает любопытство, предлагает новые темы для исследования, будит сознание.

мастер-классы Томы Нуэво, преподающей технику image&sensations через Gaga, которой обучалась на сертифицированной преподавательской программе у Охада Нахарина

Время

Еще одно часто повторяющееся замечание засело в голову: «Рассчитывайте достаточность времени». Изучив новый материал, мы тут же торопились все повторить, автоматически ускоряя темп, упуская не столько нюансы и детали, сколько момент проживания движения в полной мере. Это отражалось на качестве. Торопиться нельзя, но и вязнуть тоже. Нужно быть в моменте – здесь и сейчас. Так и в повседневной жизни, торопливо пробегая по всем пунктам (дом, быт, работа, друзья, увлечения, любовь и дальше по списку), мы забываем прожить этот самый момент настоящего времени, насладиться им. Не рассчитываем, доводим до автоматизма, жалуемся, что не успеваем, боимся застрять.

мастер-классы Томы Нуэво, преподающей технику image&sensations через Gaga, которой обучалась на сертифицированной преподавательской программе у Охада Нахарина

Партнеринг

Куда же без него! Хороши были используемые инструменты: ни одной поддержки, прямого взаимодействия – просто считывать ясное намерение партнера, уступать друг другу лидирующие позиции. И это сложно – услышать и быть услышанным, быть ведущим и ведомым. Но если концентрация плотная и чуткая, без лишних сомнений, то все получается. И одно маленькое замечание. Потерялся в себе, не стоишь на ногах – скажи полу: «Я здесь». Как только осознаешь это, станешь хорошим партнером и себе, и другим.

Было любопытно услышать мнения остальных участников мастер-классов. На первом занятии, честно признаюсь, нам с Олей как организаторам было сложно нырнуть в задачу из-за волнения по поводу реакции собравшейся группы. «Какие ощущения? Интересно, понятно, скучно, странно?» – мы вглядывались в лица и искали ответы на свои вопросы. В итоге процесс оказался сильнее. Утонули в потоке, забыли о насущном. А после класса приятно было услышать: «Спасибо большое! А можно еще раз прийти?»


yuliya-prokopenko
Юля Прокопенко, юрист

Это новый поиск и исследование себя, своего тела. Думаешь после: «Почему я раньше этого не знала?» На одном из предыдущих мастер-классов мне посоветовали «танцевать костями», но, честно говоря, я не совсем осознавала, как это. А через image&sensation с Томой мне стало понятнее. Это обострение ощущения себя, взаимодействия с окружающими. Мне очень нравилось, что Тома не позволяла уходить в бессознательное. Нужно было держать себя на грани, направляя энергию в движение, а не на список дел и проблем в голове. При этом не могу сказать, что мне было легко. Безумно приятно исследовать – в этом исследовании столько всего находишь! И пока не совсем ясно, что делать с этими открытиями.
Мне очень понравились моменты резкой смены ритма и понимание партнера по намерению. Я сначала сосредотачивалась на его взгляде, а по намерению, оказывается, гораздо вернее. Такая даже, можно сказать, жизненная ситуация.

tonja_jakim_880x660
Тоня Якимович, инженер

Мы должны заниматься культурой своего тела постоянно. Я лично держу себя в тонусе: стретчинг, иногда акробатика, плавание. Но телу нужны не только те вещи, которые его дисциплинируют, но и те, которые позволяют выйти за рамки привычного. Стереотипные движения влекут за собой стереотипную психологию, сужение сознания и мыслей. На воркшопах такого плана понимаешь, что тело и разум взаимосвязаны. Наши мысли и чувства рождают движение, но и движение будит в нас эмоции, позволяет их выразить, задает направление мысли. После мастер-класса я почувствовала свои проблемные места в спине. Танец дал возможность их проработать, как бы сбросить груз с плеч, выпустить из себя птицу.

Мне очень понравилась группа, все мы двигались так, чтобы находиться в своем поиске и не мешать друг другу.
Также пришло более отчетливое понимание того, о чем говорил хореограф главной героине в фильме «Черный лебедь». Смысл примерно такой: совершенство – это не только строжайшая дисциплина. Нужно еще уметь себя отпустить. Именно двигаясь в свободном и непривычном ритме, я поняла, как много у меня разных табу – навязанных, ненужных.

katja_han_880x660
Катя Хан, бренд-менеджер в сфере fashion

Открытое и чистое восприятие пространства и других людей в непрерывном потоке движения и исследования – это классно, трудно, непередаваемо! Это открытость и легкость. Ощущение внутренних тонких связей и совершенно новое качество подвижности. Здорово, что, концентрируясь на собственном теле, продолжаешь следовать принципу абсолютной открытости пространству. Занятия toolbox и вовсе раскрыли несколько полезных и простых в теории (но непростых на практике) принципов движения, синхронности. Например, удивительно было понимать намерение партнера прежде, чем он его выразит. Самые маленькие точки и жесты имеют смысл. Каждый танцевальный опыт – это парадокс: двигаюсь дальше, но оказываюсь ближе к телу, так что хочется еще.

Радость движения мы точно уловили. Тело в новом невесомом положении подтолкнуло разум к неожиданным решениям, указало на промахи и перспективы. Идем дальше.

Теги:
Top