Вся первая половина октября для белорусских театралов и людей, небезразличных к прекрасному, проходит под знаком ТЕАРТа. На многие спектакли билеты давно раскуплены, но кое-что как из международной программы, так и из белорусского шоу-кейса еще можно успеть посмотреть, например, «Илиаду» Словенского национального театра или «Чайку» Олега Жюгжды. Если вам все-таки не удалось стать счастливым обладателем квитка на постановки Гёббельса или Панкова, не расстраивайтесь. Вне ТЕАРТа тоже существует театральная жизнь, разнообразная и яркая, как осенняя листва.
Чем порадовать ум и сердце, где, кроме фестивальных сцен, искать нескучную классику и современное искусство – читайте в нашей афише.
За гармонией
Балет «Корсар» является одной из икон классической хореографии и украшением репертуара любого театра мира. Экзотический сюжет из жизни корсаров, с похищением красавиц, восточными базарами и гаремами, позаимствованный из одноименной романтической поэмы Байрона, продолжает привлекать постановщиков и зрителей на протяжении почти 150 лет. Сегодня, возможно, сюжет и герои «Корсара» могут показаться наивными, как и в большинстве классической продукции 19 века, но неизменным остается непревзойденный уровень балетмейстерского мастерства Мариуса Петипа, превратившего «Корсара» в шедевр.
На сцене Большого театра Беларуси балет ставился неоднократно. Последнюю постановку, которая с успехом шла более 20 лет, в 1991 году осуществил Павел Гусев. На этом спектакле можно было долго охать, восхищаясь не только виртуозными вариациями и ансамблями, но и звучанием цвета декораций Георгия Мурванидзе, а также без конца разглядывая детали костюмов, созданных Людмилой Гончаровой и Элеонорой Григорук.
В самом начале октября в Большом представят новую версию балета. Охов на ней должно быть не меньше, если учесть, что над постановкой работают Вячеслав Хомяков, балетмейстер-репетитор Мариинского театра, который уже ставил «Корсара» в театре Колон, и сценограф Вячеслав Окунев (вспомните его многоцветную «Баядерку»!).
Когда: 7 октября, 19.00; 8 октября, 18. 00
Где: Национальный академический Большой театр Республики Беларусь
Для кого: для апологетов классического искусства и неофитов
Билеты: 5 – 130 бел. руб.
За современностью
Если вы думаете, что самое интересное в театральной жизни Беларуси происходит в столице, то вы-таки ошибаетесь. В бобруйском театре драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича подготовили премьеру совсем свежей пьесы одного из самых известных и успешных молодых белорусских драматургов Дмитрия Богославского «Точки на временной оси». В основе авторского текста – документальные фотографии, снятые в разные отрезки времени в разных частях земли, от Китая до Венесуэлы, которые становятся отправными точками для десяти историй.
Впервые пьеса презентовалась на фестивале современной драматургии WriteBox в 2016 году, совсем недавно была представлена во внеконкурсной программе фестиваля «Любимовка». В Бобруйске «Точки на временной оси» ставит режиссерка, руководительница Центра экспериментальной режиссуры Татьяна Троянович. Спектакль, как водится в случаях с современной драматургией, уже окрестили экспериментальным, но его основная идея и посыл, по словам постановщицы, будут вполне традиционными. Это вера в человека, осмысленность и красоту его существования. Надеемся, что премьера получится такой же осмысленной и прекрасной.
Когда: 10 октября, 18.00
Где: Могилевский областной театр драмы и комедии им. В. Дунина-Марцинкевича, Бобруйск
Для кого: для любителей экспериментов
Билеты: 4 – 6 бел. руб.
За визуальной поэзией
Евгений Корняг не боится сложных и табуированных тем, непонимания и критики. Наверное, это одна из причин, почему его постановки всегда в каком-то смысле потрясение, будь то «Латентные мужчины», в которых исследуется изменение гендерных ролей, или «Интервью с ведьмами», ставящее вопрос о возможности оправдания зла и его причинах.
«Бетон» Корняга в РТБД продолжает эту линию. В этот раз, основываясь на мифе об Орфее и Эвридике, режиссер исследует темы любви и одиночества в современном мире. Вне зависимости от того, близкой ли вам покажется точка зрения Корняга на эти вопросы и как вы в принципе относитесь к его творчеству, «Бетон» не оставит вас равнодушным. В первую очередь из-за потрясающей красоты происходящего на сцене. Вместе с художницей Татьяной Нерсисян, композитором Никитой Золотарем и актерами, занятыми в постановке, режиссер создает настоящую визуальную поэзию, которую можно просто созерцать, а можно разгадывать как своеобразный шифр.
Когда: 11 и 12 октября, 19.00
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Для кого: для тех, кто верит в любовь
Билеты: 12 – 13 бел. руб.
За нескучной классикой
Новый драматический театр постепенно выходит из сумрака. Несмотря на то, что многие жители столицы даже не представляют, что где-то в Заводском районе у Мельпомены есть свой небольшой филиал, художественное руководство театра держит уверенный курс на создание спектаклей, которые могут удовлетворить запросы даже довольно взыскательных зрителей. Режиссер Сергей Куликовский в прошлом сезоне порадовал театралов, жаждущих крепких, без чрезмерного радикализма, постановок классики, «Тремя сестрами» Чехова. В Новом драматическом спектакль получил подзаголовок «фантазия на тему «Зачем мы живем?…» и составил дилогию с предыдущей работой Куликовского «Если бы знать…», «фантазией на тему пьесы А. Н. Островского» («Гроза»). Кроме определения постановщика, в спектаклях можно найти и другие объединяющие моменты. Например, живое исполнение музыки, изысканное и выдержанное визуальное решение, актерский ансамбль, в котором выделяется Екатерина Ермолович.
«Три сестры» явно не претендуют на новое слово в прочтении Чехова, но отсутствие излишней оригинальности компенсируется ценным для многих зрителей уважительным отношением к драматургу, искренностью переживаний и… немного неожиданными финалом.
Когда: 14 и 29 октября, 18.00
Где: Новый драматический театр
Для кого: для тех, кто хочет «В Москву, в Москву, в Москву!»
Билеты: 9 бел. руб.
За вопросами и ответами
Если на ТЕАРТе вам не удастся увидеть спектакль Игоря Казакова «Синяя-синяя» по Владимиру Короткевичу, советуем отправится в Могилев, чтобы посмотреть постановку на родной сцене.
«Синяя-синяя» – камерный, интимный рассказ, который через небольшой фрагмент жизни одного человека, Петрука Ясюкевича, раскрывает историю страны и ее народа, заставляет заглянуть куда-то глубоко в себя, чтобы найти в душе и сердце образ синего-синего края.
Игорь Казаков вместе с художницей Татьяной Нерсисян создают удивительно насыщенный визуально спектакль, образы которого протягивают нити в разные временные пласты, от восстания Калиновского до Великой Отечественной войны. Среди богатства меняющихся фактур, цвета, предметов, кукол, проекций, голосов, музыки существует только один актер, Николай Стешиц, удерживающий внимание зала вплоть до последней фразы спектакля. Поиск своего места в этом мире, сложные отношения с «синей-синей» родиной, бегство от себя и от нее, любовь и доходящее до ненависти отчаяние создают эмоциональную палитру постановки, которая, не впадая в псевдопатриотический пафос, заставляет задуматься о многом.
Когда: 31 октября, 18.30
Где: Могилевский областной театр кукол
Для кого: для тех, кто ищет родину и себя
Билеты: 10 бел. руб.
За нестареющим шедевром
В самом конце октября всех поклонников творчества Валентина Елизарьева ждет сюрприз. К юбилею балетмейстера в Большом театре Беларуси состоится показ одного из его лучших балетов, «Спартака» Арама Хачатуряна.
Почти сорок лет назад еще довольно молодой хореограф дерзнул создать свою версию легендарного балета, к которому до него обращались такие мастера, как Юрий Григорович. Елизарьев отказался от второстепенных персонажей, сосредоточившись на противодействии Спартака и Красса, стремлении к свободе любой ценой и подавляющей военной мощи. «Мужской» балет поражал монументальностью массовых сцен, сложными поддержками и скульптурностью пластики, был гимном силе человеческого духа. «Спартак» несколько десятилетий украшает афишу театра и представляет белорусское хореографическое искусство во всем мире, и если вы еще не видели эту постановку, то самое время купить билет.
Когда: 31 октября, 19.00
Где: Национальный академический Большой театр Республики Беларусь
Для кого: для тех, кто уверен: «белорусский балет = Елизарьев»
Билеты: 7 – 150 бел. руб.