За смыслом
В театре имени М. Горького к музыкальным спектаклям проявляют явное неравнодушие. Так, драматическим произведением в жанре мюзикла на его сцене предстала шекспировская комедия «Укрощение строптивой» и прочно прописалась в афише музыкальная комедия «Проделки Ханумы». На этих задорных спектаклях публику не заставляют задумываться, а просто позволяют отдохнуть и повеселиться. А вот у тех зрителей, которые придут на «Песняра» Василя Дранько-Майсюка (пьеса также поставлена в жанре мюзикла), такой возможности не будет.
Песни Владимира Мулявина, которые звучат в спектакле Валентины Ереньковой не только в исполнении артистов, но и композитора Алексея Еренькова, сами по себе далеки от простых развлекательных текстов. А действие, в которое они вплетены, наполненное многочисленными отсылками к истории Беларуси, творчеству и судьбам ее «песняров», заставляет напряженно следить за своими прихотливыми поворотами и загадками. Но это не делает постановку сухим интеллектуальным ребусом: в ней есть место и юмору, и чувствам, которые еще ярче высвечивают многочисленные смыслы спектакля и делают его доступным для любого зрителя.
Когда: 5 мая, 19:00
Где: Национальный академический драматический театр имени М. Горького
Билеты: 70 000 – 140 000 бел. руб.
За нескучной классикой
Если вы читали «Крейцерову сонату» и вас не настигла ненависть к плотской стороне любви или классической литературе, то вас можно поздравить и порекомендовать отправиться в Могилев на одноименный спектакль Саулюса Варнаса. Но должны предупредить: «Крейцерова соната» в прочтении главного режиссера Могилевского драматического театра представляет собой для неискушенного зрителя испытание не менее серьезное, чем повесть Льва Толстого для незнакомого с хорошей литературой читателя. В спектаклях Саулюса Варнаса не бывает «как в жизни». Вот и казалось бы, немного банальная и наивная для современников история доводящей до убийства ревности, запрещенная в свое время цензурой, в могилевской постановке приобрела оттенок фантасмагоричности, обостряющей чувства. Мрачноватая, подчеркнуто эстетская форма «Крейцеровой сонаты» не самоцель, а форма для не теряющего актуальности содержания, обращенного к философско-моральной проблематике и попыткам современного человека ответить на вечные вопросы о том, что такое любовь и возможно ли взаимопонимание между мужчиной и женщной.
Когда: 20 мая, 18:30
Где: Могилевский драматический театр
Билеты: 35 000 – 60 000 бел. руб.
За романтикой
Средневековье в представлении большинства овеяно романтикой. Это прекрасные дамы, благородные рыцари, угрюмые замки и коварные интриги, которые плетутся в их многочисленных темных коридорах. Именно такой «джентльменский набор» взяли на вооружение создатели мюзикла «Софья Гольшанская», не забыв сдобрить его еще и легендами Купальской ночи. Довольно скупые и сложно проверяемые исторические факты о браке польского короля Ягайло и княжны Гольшанской Софьи в вольной интерпретации либреттиста Елены Туровой и режиссера Михаила Ковальчика превратились в романтическую историю волшебной любви и предательства, которую приятно и смотреть, и слушать. Яркие костюмы, мистическая атмосфера, накал эмоций и, конечно, музыка «Софьи Гольшанской» — то, что нужно для приятного вечера в театре. Главное — не забывать, что у искусства свое мерило правды.
Когда: 24 мая, 19:00
Где: Белорусский государственный академический музыкальный театр
Билеты: 100 000 – 150 000 бел. руб.
За новыми впечатлениями
Пластический театр — это всегда иное измерение, а пластический театр Вячеслава Иноземцева «ИнЖест» — тем более. В его постановках уже на уровне отношения к пространству зрителя часто ожидают непривычные решения. В «народной пластической драме» «Ремонт» публика и исполнители меняются местами: зал становится сценой, а сцена — зрительным залом. Зрители, оказавшиеся на ней, могут почувствовать себя выставленными напоказ не только из-за самого пространства, но и потому что на какое-то время почувствуют, что именно они находятся под пристальным вниманием актеров, изображающих скучающую на спектакле аудиторию. Как в полусне, в который впадут от скуки актеры, зал-сцена превратится в болото. Барахтаясь в нем, люди в льняных рубахах будут веселиться, жениться, рожать. Весь цикл жизни, наполненный актуальными реалиями, национальными архетипами и стереотипами, воплощается в этой постановке при помощи пантомимы, танца буто, элементов клоунады и всего остального арсенала выразительных средств, доступных пластическому театру. Искать какой-то один определенный раз и навсегда установленный смысл в «Ремонте» не стоит, но вот смотреть его нужно обязательно. Хотя бы для того, чтобы расширить свои горизонты восприятия.
Когда: 24 мая, 20:00
Где: Минский Дворец культуры и спорта железнодорожников
Билеты: 220 000 бел. руб.
За премьерой
Повесть Максима Горецкого «Дзве душы» — произведение, которое в одинаковой степени может считаться принадлежащим литературе, философии и даже истории. Этот непростой, многослойный, обладающий удивительной глубиной и обаянием текст рискнули превратить в произведение сценического искусства в Купаловском театре.
В новой постановке главной драматической сцены повесть превратилась в калейдоскопически сменяющие друг друга эпизоды из жизни героев, рисующие фрагментарную, но объемную картину сложного и неоднозначного периода белорусской истории. Зрителю, не знакомому с литературным первоисточником или основательно подзабывшему курс отечественной истории, спектакль вряд ли раскроет свои смысловые глубины, да и загадку своего названия тоже постесняется открывать. Но любому, кто придет на спектакль, ясно будет одно: «Дзве душы» — это трагедия как отдельных людей, так и целого народа.
Когда: 8, 11, 24, 25 мая, 19:00
Где: Национальный академический театр имени Я. Купалы
Билеты: 55 000 – 300 000 бел. руб.
За мистикой
Одна из самых кровавых и значимых трагедий Шекспира «Макбет» вдохновила великого итальянца Верди на создание не менее значительной оперы, для которой композитор, высоко ценящий талант английского драматурга, сам написал либретто. Опера, которую Верди считал одним из лучших своих произведений, украшает афиши многих театров мира, а режиссеры, не уставая предлагать свои интерпретации образа кровавого тирана, обряжают его в военную форму всех времен и народов и ищут параллели со злободневными событиями.
В Большом театре Беларуси постановку «Макбета» осуществил Михаил Панджавидзе, который не стал пускаться в исторические путешествия и оставил время и место действия неизменными. Режиссер усилил мистическую атмосферу постановки, сделав ведьм, трех вещих сестер, едва ли не основным двигателем действия. При этом Макбет и его супруга являются не безвольными куклами в руках мистических сил, а только податливым по своей природе материалом. Их пороки — те ниточки, за которые с охотой дергают ведьмы, направляя героев к гибели. Грандиозные, если не сказать громоздкие, декорации, стилизованные костюмы, во многом привычные для постановок Михаила Панджавидзе мизансцены и обилие смертей, в том числе тех, которых нет ни у Шекспира, ни у Верди, делают «Макбета» узнаваемым спектаклем режиссера, в котором отчетливо звучит тема власти и ее разрушающего воздействия на человека. И пусть «Макбет» кажется немного традиционным, но прекрасная музыка Верди и точные метафоры, раскрывающие идею постановщика, делают эту оперу обязательной к посещению всем любителям музыкального театра.
Когда: 19 мая, 19:00
Где: Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
Билеты: 40 000 – 1 200 000 бел. руб.
За эстетическим удовольствием
Между двумя актами этого спектакля — разрыв почти в сотню лет, действие в них разворачивается в разных местах, герои — совершенно разные люди, но тем не менее все они — фрагменты одной истории. О любви, предательстве и проблеме морального выбора. Удивительно красивый визуально, несмотря на минимализм сценографии и строгую монохромность костюмов, спектакль Виталия Барковского «Дзённік паэта» по пьесе Сергея Ковалева представляет собой пример постановки, в которой режиссерские метафоры, даже не разгаданные до конца, способны сказать больше, чем произносимый со сцены текст.
Реальная история любви Максима Богдановича к замужней Клаве Салтыковой, с которой он познакомился во время лечения в Старом Крыму, а также шумиха вокруг обнаруженного «интимного дневника» поэта, разрушающего возвышенный романтический образ Богдановича, лежат в основе спектакля, где чувственность смешивается с гротеском, а современные герои повторяют ошибки людей, живших сто лет назад.
Когда: 14 мая, 19:00
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Билеты: 70 000 – 80 000 бел. руб.
За событием
Сразу два значительных события приготовил нам театральный май: IV Минский форум уличных театров и IX Международный фестиваль театров кукол. Чтобы сориентироваться в разнообразии их богатых программ и точно знать, что нельзя пропустить, читайте наши специальные афиши.