За накалом страстей
Жанр античной трагедии, несмотря на свой солидный возраст, все еще привлекает внимание режиссеров, которые нет-нет да и смахивают пыль с томика Эврипида. Вот и в театре Горького обратились к истории царя Эдипа. Того самого, с комплексом. На основе греческой трагедии Елена Минчукова создала современный текст, постановку по которому осуществил Борис Луценко. В камерном спектакле, очень тактичном и построенном на тонкой психологической разработке образов, на протяжении всего действия ощущается напряжение, готовое выплеснуться прямо в зал. Кажется, Эдип и Иокаста уже знают страшный ответ на свой самый главный вопрос, но всеми силами стараются сохранить счастливое неведенье. Единственный возможный путь к спасению для них лежит в преодолении собственного страха и признании ошибок. Иногда только став слепым, начинаешь видеть по-настоящему.
Когда: 2 и 4 декабря
Где: Национальный академический драматический театр им. М. Горького, малая сцена
Билеты: 115.000 — 120.000 бел. руб.
За искренностью
Спектаклю «Чарнобыльская малітва» уже почти 14 лет, но сегодня его актуальность не вызывает сомнений. И дело далеко не в том, что в основе постановки – книга Светланы Алексиевич. На сцене горят свечи и звучат голоса людей, не побоявшихся сказать правду, которую стоит знать и помнить каждому, кто хочет понять и сохранить себя. Монологи реальных людей о страхе, боли, любви и о том, как тяжело оставаться человеком, сливаются в одну песню-реквием, которая зацепит любого, потому что их истории – это часть нашей коллективной памяти.
Когда: 10 декабря
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Билеты: 80.000 — 90.000 бел. руб.
За блеском
Если платье в пол или смокинг грустно взирают на вас из недр шкафа – устройте им и себе прогулку. Отправляйтесь в оперу! Во время VI Минского Международного рождественского оперного форума у вас будет ни один повод для выхода в свет. Традиционно в рамках форума Большой Беларуси презентуют последние премьеры прошлого сезона с участием звезд мировой оперы: основательную и сдержанную пастельную «Царскую невесту» Римского-Корсакова и традиционно вызывающе-яркую «Кармен» Бизе. Попробуйте переспорить этих дам роскошью своего наряда, а заодно и получить удовольствие от пения Анжелины Швачки – одной из лучших исполнительниц партии Кармен в мире.
Когда: 16-20 декабря
Где: Национальный академический большой театр оперы и балета
Билеты: 40.000 — 1.500.000 бел. руб.
За красотой
Сложные философские вопросы, нравственные проблемы и высококлассная литература – это то поле, на котором белорусский театр кукол играет не первый год. В Брестском театре кукол к этой игре уже давно подключился российский режиссер Руслан Кудашов, создавший по мотивам пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери» удивительный по красоте, тонкости и глубине спектакль о человеческих страстях, творчестве и гении. «Луна Сальери» – это живущие на сцене куклы, значительное содержание, изысканная форма и, самое главное, та особая правда, которая открывается только при встрече с настоящим искусством. Так почему бы не отправиться на эту встречу в Брест?
Когда: 4 декабря
Где: Брестский театр кукол
Билеты: 40.000 бел. руб.
За именем
Минчан за последние месяцы избаловали свежайшими театральными изысками: осенью «ТЕАРТ» и ІІ Молодежный форум продемонстрировали лучшие образцы современного европейского театра, национальный колорит и потенциал театральной молодежи ближнего зарубежья. Но у любителей классического искусства есть свой повод для радости. С 1 по 4 декабря на сцене театра имени Горького пройдут гастроли Московского малого театра. «Волки и овцы» Островского и водевили Чехова, поставленные в лучших традициях русской театральной школы, – вот то «угощение», которое приготовили местной публике именитые гости. И если вам по душе, когда на сцене все как в жизни, а имена Бориса Невзорова и Виктора Низового вы слышите не в первый раз, – милости просим в театр. Только предупреждаем: «застолье» будет долгим!
Когда: 1-4 декабря
Где: Национальный академический драматический театр им. М. Горького
Билеты: 215.000 — 300.000 бел. руб.
За историей
С национальным репертуаром в белорусском музыкальном театре, откровенно говоря, беда. Редкий князь или какой-нибудь другой шляхтич приживается в их беломраморных стенах, заслужив любовь и уважение зрителя. К счастью, один такой спектакль-долгожитель, не играющий на чувствах доброй публики и не рожденный на волне необходимости создать «историческую» постановку, в музыкальном театре все-таки есть.
Балет Андрея Мдивани «Страсти» («Рогнеда») Валентин Елизарьев поставил еще в 1995 году. Но история полоцкой княжны и города, который стал духовным центром Беларуси, не превратилась у балетмейстера в хореографическую иллюстрацию исторических фактов или вольную фантазию на их тему. В балете отчетливо звучали темы покаяния, прощения и возрождения человека через них, что позволило постановке вырваться из рамок сугубо национального спектакля. Экспрессивная музыка «Страстей» по-прежнему впечатляет своей мощью, грандиозные по силе воздействия сценографические образы, созданные Вячеславом Окуневым, поражают, а хореография, которая принесла Елизарьеву в 1996 году премию Международной ассоциации деятелей хореографии Benois de la Danse, все еще выглядит современной.
«Страсти» в Большом театре не шли уже долгое время, поэтому обязательно купите билет, чтобы познакомиться с историей полоцкой княжны, рассказанной языком хореографии.
Когда: 9 декабря
Где: Национальный академический большой театр оперы и балета
Билеты: 40.000 — 1.000.000 бел. руб.
За премьерой
Самым популярным современным белорусским драматургом можно, поколебавшись немного, назвать Дмитрия Богославского. Даже неискушенные театралы теперь должны знать его имя. Богославский совершил практически «прорыв в космос», потихоньку начав разрушать незыблемую традицию, согласно которой новая белорусская драматургия ставится исключительно за пределами страны. Несколько лет назад сразу в двух белорусских театрах была поставлена его пьеса «Тихий шепот уходящих шагов». А в ноябре в репертуаре РТБД появилась и «Любовь людей», триумфально шагающая по просторам СНГ.
В постановке Александра Гарцуева пьеса претерпела множество изменений – от времени и места действия до мотиваций героев, финала и, конечно, стыдливого изъятия слов, способных ранить зрителя, который пришел в театр за «высоким искусством». Зато в спектакле есть нотки ностальгии, отчетливый колорит 70-х и довольно много музыки. Точно определенный жанр поселковой мелодрамы – тот маячок, на который советуем обратить внимание перед покупкой билета.
Когда: 11-12 декабря
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Билеты: 100.000 — 110.000 бел. руб.