Меню

Новости

Читаем вместе

Брестский театр драмы запустил новый проект

Брестский театр драмы запустил новый проект: теперь каждый месяц зрителей будут знакомить с произведениями современных белорусских драматургов. Первая читка – пьесы Сергея Анцелевича «Осторожно, помидоры» – прошла в субботу 25 октября.

Для Бреста это явление новое, в театре драмы подобное мероприятие проходило впервые. Правда, еще в конце 2012 года читку пытался организовать другой брестский театр – «Крылы халопа». Но тогда художественный совет, куда вошли чиновники и творческие деятели, порекомендовал артистам отменить показ. Люди от культуры посчитали, что читка пьесы Павла Пряжко «Трусы» не соберет достаточного количества зрителей и не окупит работу клуба, где ее хотели провести. И, хотя прямого запрета не было, публике пришлось довольствоваться интернет-трансляцией, которую «Крылы халопа» организовали, протестуя против завуалированной цензуры.

Но времена меняются – и вот уже читки проводят в академическом театре. Вход на мероприятие, кстати, свободный. Видимо, вера в то, что зритель готов платить за современную драматургию деньги, еще слаба. Но у проекта есть все шансы изменить скептическое отношение.

Читка пьесы

Читка пьесы

Пьесу «Осторожно, помидоры», правда, публика восприняла неоднозначно. Читать ее довелось актерам театра Наталье Воробьевой, Вячеславу Цыцковскому, Татьяне Юрик, Олегу Бузуку и другим. Делали они это талантливо, иногда даже слишком разыгравшись. Зритель хихикал над историями из житья-бытья студентов-социологов, в которых нашлось место философским размышлениям и посиделкам с травой.

Было в пьесе еще несколько линий – ретроспектива в детство одного из героев и рассказ о странном случае в метро. В единую историю, которая оказалась не так смешна, они слились ближе к финалу. Но поняли его не все, что выяснилось в последовавшей дискуссии, на которой присутствовал и сам драматург Сергей Анцелевич. Его сразу агрессивно спросили, зачем вообще он написал данный текст. «Я не понял, о чем это, для чего и про что», – прокомментировал недовольный зритель. Правда, потом пошел на попятную, пояснив, что просто хотел спровоцировать дискуссию.

Читка пьесы

Читка пьесы

Сергей Анцелевич

Вопросы были и у актеров театра, которые не вполне понимали, как работать с подобным текстом. Замечание справедливое. Прямого ответа на него не последовало. Остается надеяться, что он будет найдет методом проб и ошибок.

Сам инициатор читок в Бресте, режиссер Денис Федоров, дискуссией остался доволен. «Я такой реакции ожидал, – отметил он. – Когда читки начинались в Минске, публика тоже воспринимала их настороженно. Да и сейчас, бывает, народ уходит. Но мне хочется, чтобы зритель остро реагировал на театр, а не просто приходил отдохнуть, надев вечернее платье и каблуки. Чтобы он возмущался, хвалил, переживал, плакал, ругал театр. Чтобы с ним что-то происходило».

Денис Федоров

Свою работу как режиссера Федоров видит в том, чтобы презентовать пьесу, донести ее без потерь авторских ремарок. «Есть разные подходы, некоторые постановщики доводят текст чуть ли не до эскизов. Я считаю, что задача режиссер здесь – грамотно разобрать его, но по возможности не интерпретировать, – пояснил Денис Федоров. – Можно сделать намек на то, как пьеса могла бы выглядеть на сцене, но в первую очередь необходимо разобрать текст. На этой читке, мне кажется, актеры немного больше разыгрались, чем хотелось бы. Между ними и персонажами должна быть дистанция. В этом я вижу отличие от спектакля, где актеры перевоплощаются полностью».

Следующие читки в Брестском театре драмы будут по текстам Андрея Иванова и Максима Досько. Пьеса «Лондон» последнего в этом году вошла в программу московского драматургического фестиваля «Любимовка».

 

Top