Для Бреста это явление новое, в театре драмы подобное мероприятие проходило впервые. Правда, еще в конце 2012 года читку пытался организовать другой брестский театр – «Крылы халопа». Но тогда художественный совет, куда вошли чиновники и творческие деятели, порекомендовал артистам отменить показ. Люди от культуры посчитали, что читка пьесы Павла Пряжко «Трусы» не соберет достаточного количества зрителей и не окупит работу клуба, где ее хотели провести. И, хотя прямого запрета не было, публике пришлось довольствоваться интернет-трансляцией, которую «Крылы халопа» организовали, протестуя против завуалированной цензуры.
Но времена меняются – и вот уже читки проводят в академическом театре. Вход на мероприятие, кстати, свободный. Видимо, вера в то, что зритель готов платить за современную драматургию деньги, еще слаба. Но у проекта есть все шансы изменить скептическое отношение.
Пьесу «Осторожно, помидоры», правда, публика восприняла неоднозначно. Читать ее довелось актерам театра Наталье Воробьевой, Вячеславу Цыцковскому, Татьяне Юрик, Олегу Бузуку и другим. Делали они это талантливо, иногда даже слишком разыгравшись. Зритель хихикал над историями из житья-бытья студентов-социологов, в которых нашлось место философским размышлениям и посиделкам с травой.
Было в пьесе еще несколько линий – ретроспектива в детство одного из героев и рассказ о странном случае в метро. В единую историю, которая оказалась не так смешна, они слились ближе к финалу. Но поняли его не все, что выяснилось в последовавшей дискуссии, на которой присутствовал и сам драматург Сергей Анцелевич. Его сразу агрессивно спросили, зачем вообще он написал данный текст. «Я не понял, о чем это, для чего и про что», – прокомментировал недовольный зритель. Правда, потом пошел на попятную, пояснив, что просто хотел спровоцировать дискуссию.
Сергей Анцелевич
Вопросы были и у актеров театра, которые не вполне понимали, как работать с подобным текстом. Замечание справедливое. Прямого ответа на него не последовало. Остается надеяться, что он будет найдет методом проб и ошибок.
Сам инициатор читок в Бресте, режиссер Денис Федоров, дискуссией остался доволен. «Я такой реакции ожидал, – отметил он. – Когда читки начинались в Минске, публика тоже воспринимала их настороженно. Да и сейчас, бывает, народ уходит. Но мне хочется, чтобы зритель остро реагировал на театр, а не просто приходил отдохнуть, надев вечернее платье и каблуки. Чтобы он возмущался, хвалил, переживал, плакал, ругал театр. Чтобы с ним что-то происходило».
Денис Федоров
Свою работу как режиссера Федоров видит в том, чтобы презентовать пьесу, донести ее без потерь авторских ремарок. «Есть разные подходы, некоторые постановщики доводят текст чуть ли не до эскизов. Я считаю, что задача режиссер здесь – грамотно разобрать его, но по возможности не интерпретировать, – пояснил Денис Федоров. – Можно сделать намек на то, как пьеса могла бы выглядеть на сцене, но в первую очередь необходимо разобрать текст. На этой читке, мне кажется, актеры немного больше разыгрались, чем хотелось бы. Между ними и персонажами должна быть дистанция. В этом я вижу отличие от спектакля, где актеры перевоплощаются полностью».
Следующие читки в Брестском театре драмы будут по текстам Андрея Иванова и Максима Досько. Пьеса «Лондон» последнего в этом году вошла в программу московского драматургического фестиваля «Любимовка».