Это дипломная работа 25-летнего Сергея Микеля, ученика известного балетмейстера Валентина Елизарьева. Молодой хореограф сумел себя зарекомендовать как постановщик миниатюр, за которые неоднократно удостаивался высоких наград в Беларуси и за ее пределами. «Вишневый сад» — первая большая работа Сергея. Это полноценный двухактный балет, с авторской современной хореографией, которая базируется на классической.
Почему для своего балета вы выбрали именно пьесу Чехова?
«Вишневый сад» — произведение, которое мне близко. «Трэба дома бываць часцей, трэба дома бываць не госцем, каб душою не ачарсцвець, каб не страціць святое штосьці…» Когда работал над постановкой, все больше понимал правильность и точность стихотворения Рыгора Барадуліна.
Кто автор либретто к вашему балету?
Автором либретто являюсь я сам. Сюжет пьесы немного переосмыслил и переработал для балета. В спектакле несколько непохожих друг на друга сюжетных линий. Для того чтобы в балете существовал конфликт, противостояние и контраст линий, я наделил главного персонажа Лопахина отрицательными качествами. Также в спектакле появится линия душ вишневых деревьев, образы вишневого сада и природы. Чехов называл эту пьесу комедией, для меня «Вишневый сад» — трагедия. Именно исходя из этой идеи шла постановка балета.
Какая музыка легла в основу вашего спектакля?
В балете использована музыка Георгия Свиридова: композиции из «Метели», «Маленького триптиха» и из сюиты «Время, вперед!». Она как никакая другая передает чеховскую «душу». Также в спектакле прозвучит музыка Олега Ходоско, который помогал выстраивать и собирать в единое полотно весь музыкальный ряд, и экосез (старинный шотландский народный танец — прим. «Культпросвет») из «Евгения Онегина» Петра Чайковского.
Вам как постановщику миниатюр наверняка было непросто работать над двухактным балетом.
Миниатюра — постановка менее объемная, если сравнивать с балетом. Это и временной отрезок, и количество исполнителей, и идейное наполнение, и многое другое. В миниатюре, как и в балете, должна присутствовать идея, сюжет или бессюжетность, своя драматургия.
Балет — сложный механизм, в котором каждый компонент должен работать на продвижение сюжетной линии, чтобы не терялась нить, которая проходит через весь спектакль. Нельзя начинать балет об одном, а заканчивать о другом. В нем не должно быть лишних и случайных эпизодов вроде вставного па-де-де для красоты, для показа техники тех или иных исполнителей, но никак не работающих на общую идею постановки.
Конечно, сложности существуют, и самая большая из них — рождение спектакля (миниатюры), наполнение идейно-сюжетными линиями. Это колоссальный объем как творчества, так и работы.
Сложно ли было работать с классическими танцовщиками?
Так как хореография построена и базируется на классическом танце, работать было не сложно. Определенные трудности, конечно, случались, но они были успешно преодолены.
Премьера балета 27 апреля и 11 мая.