На сцене Театра юного зрителя развернулся двухчасовой спектакль «Донка – послание Чехову» швейцарской театральной компании «Финци Паска», который, судя по отзывам в сети Интернет, растрогал до слез не один десяток людей. Что как минимум странно.
Форма спектакля, выполненного в жанре нового цирка, конечно, нова и непривычна для белорусского театрального ландшафта. Не спорим, к нам уже приезжали такие мастодонты жанра, как Слава Полунин и Cirque du Soleil, но именно полноценного театрально-циркового спектакля на нашей сцене еще не было. И вот наконец «ТЕАРТ» стал тем героем-пионером, который восполнил этот досадный пробел (досадный – потому что в Европе новый цирк живет и пользуется большой популярностью уже более 40 лет).
Перед зрителем развернулся поток сознания режиссера Даниэля Финци Паска на тему произведений Антона Павловича Чехова. Здесь не было четкого сюжета и ярких аллюзий на что-то конкретное – скорее автор попытался с помощью работы артистов и технических средств передать атмосферу художественного наследия Чехова. К слову, о технике и средствах. Нужно отдать должное команде спектакля: визуальный и звуковой ряд постановки выполнены блестяще. Зритель был удивлен находками в игре со светом и тенью, с видеопроекцией, особый шарм добавляли живая музыка и пение.
Впервые перед отечественным ценителем театрального искусства предстал новый тип актера, владеющий как цирковыми приемами, так и техникой драматической игры. Но к сожалению, трюки носили презентационный и фрагментарый характер, их присутствие в спектакле не всегда было органичным и оправданным. Справедливости ради отметим мультижанровость артистов, которые не зря потратили несколько лет на обучение в цирковой школе и демонстрировали свои умения в различных направлениях: полотна, акробатика, жонглирование, клоунада (ее в спектакле было больше всего). Драматическая же составляющая их игры явно хромала, да и была по большей части незаметна, за исключением вводных диалогов между персонажами на авансцене.
Не можем не поделиться наблюдениями за публикой. Очень трогательно было то, что после каждого трюка на сцене из зала раздавались аплодисменты. Трюк воспринимался не элементом спектакля, с помощью которого доносится та или иная мысль режиссера, а частью циркового шоу.
Таким образом, нам был представлен уверенный среднекачественный спектакль европейского уровня, демонстрирующий возможности цирка на театральной сцене. Правда, спорной осталась завершенность самого послания, вынесенного в название постановки.
Возможно, этого никто не понял, но 29 сентября на сцене ТЮЗа произошло знаковое событие в театральной жизни страны. На нашу сцену впервые ступил новый цирк во всем его великолепии. Жаль, что на показе не было замечено представителей Белгосцирка: для них спектакль мог бы стать хорошей пищей для дальнейших размышлений.
Мнение зрителей (опрос корреспондентов «Культпросвет»).