Меню

Новости

Атмосферные спектакли

Постановки, которые «нельзя увидеть»

Гомельский «Тим театр» развивает абсолютно новое для Беларуси театральное направление — атмосферные спектакли, которые нельзя увидеть. На показе зрителям предлагают завязать повязкой глаза, а отсутствие зрительного восприятия компенсируют воздействием на другие органы чувств: слух, обоняние, осязание. Новый театральный формат не только привлек внимание слабовидящих и незрячих людей, но пришелся по вкусу и обычным зрителям. Звукорежиссер театра Олег Ананьев раскрыл некоторые секреты создания особой атмосферы.

Сейчас театр готовит премьеру первого атмосферного спектакля для детей «Снежная королева» по пьесе Рагима Мусаева. Создание уникальной постановки, не имеющей аналогов не только в Беларуси, но и в СНГ, поддержала компания velcom, и уже 5 апреля в Гомеле состоится первый показ. На премьеру приглашены слабовидящие и незрячие дети с родителями.

Олег Ананьев — звукорежиссер «Тим театра»

— Мы никому не навязываем историю с закрыванием глаз — просто так спектакль приобретает новые краски, ведь благодаря эмоциям и ощущениям каждый человек может мысленно «нарисовать» в голове свою картинку происходящего на сцене. Фантазия здесь работает как личный художник. Для всех нас очень важно, что на премьеру придут слабовидящие дети со своими родителями. У мам и пап появится возможность впервые понять представление на равных со своим ребенком, а значит, где-то лучше понять и своего ребенка.

Как правило, недостаток зрения у людей компенсируется отличным слухом, поэтому моя работа должна быть невидимой и безупречной. В театре не бывает мелочей, даже длина паузы имеет важный смысл. Атмосферные спектакли отличаются тем, что большое количество звуков в них издается реальными предметами непосредственно во время показа. В сцене с разбойниками, например, это будут пистолеты с пистонами, звук ударяющихся шпаг и многое другое. Поэтому помимо работы за звукорежиссерским пультом я буду заниматься еще и реальными звуковыми эффектами, — уточняет Олег Ананьев.

Итоговые решения по звуковому оформлению принимает режиссер. К примеру, недавно появилась интересная идея по одному из важнейших мест сценария — падению зеркала. Изначально предполагали использовать запись, но потом решили озвучить этот момент с помощью падающего ящика со стеклом. Звук получается более реалистичным и эффектнее воспринимается с закрытыми глазами.  И таких необычных приемов в спектакле очень много.

— Помимо озвучки я отвечаю за свет, ароматы и другие «спецэффекты». На наших первых атмосферных спектаклях мы использовали подручные средства. Кто-то принес из дома колонки, вместо дым-машины для распространения ароматов пользовались электронной сигаретой. Сейчас мы можем гордиться тем, что благодаря меценатам и компании velcom в театре появилось самое современное в городе оборудование.

Открытая репетиция спектакля «Снежная королева»

Олег Ананьев — профессиональный гитарист, звукорежиссурой занимается уже более 15 лет. Долго работал в студии звукозаписи, но предложение поработать в театре воспринял как возможность получить новый профессиональный опыт и не пожалел — театр открыл для него новые возможности. За три года команда поставила около 10 спектаклей, как для взрослых, так и для детей. Звукорежиссер признается, что приятнее всего работать для маленьких зрителей.

— У меня есть пятилетняя внучка, которая не пропускает ни один наш детский спектакль. После показа она может по нескольку часов делиться впечатлениями, а на следующий день приходит в садик и начинает играть в театр с друзьями. Для меня это лучшая оценка нашей работы. То, что сейчас мы готовим спектакль для незрячих детей, — это очень важно. Ведь такие детки тоже должны иметь возможность прийти в театр, где не будут ощущать себя скованно.

Открытая репетиция спектакля «Снежная королева»

При подготовке спектакля творческая группа активно консультируется с Гомельским отделением Белорусского товарищества инвалидов по зрению (БелТИЗа). Пьеса «Снежная королева» для постановки первого атмосферного спектакля для детей выбрана неслучайно. По мнению специалистов, ее сюжет будет понятен детям от 5 лет и старше. Кроме того, с помощью БелТИЗа была определена и продолжительность спектакля — 45 минут, время, в которое дети способны удерживать внимание.

— Меня шокировало, когда узнал, что в Беларуси более 20 тысяч слабовидящих и незрячих людей и с каждым годом эта статистика растет. Атмосферные спектакли — проект, который позволяет людям с особенностями зрения посещать театр на равных с обычными посетителями.

Ранее «Тим театр» подготовил два атмосферных спектакля для взрослой аудитории: «Ноктюрн» по пьесе Андрея Курейчика и «Призраки» Алексея Нелаева. «Снежная королева» по пьесе Рагима Мусаева станет первой адаптированной постановкой для слабовидящих и незрячих детей.

Top