Цена этого билета – первое мое удивление от Стокгольмского театра. 100 шведских крон, на наши – около 200 000, и это первый ряд! Идеальное место, откуда видны все мелочи актерской игры и маленькие хитрости сцены. Миф о дорогом шведском театре был разрушен: я ожидала большей цены. Потом от Ларса, куратора моей шведской практики, услышала объяснение: «Многие наши театры практикуют систему скидок для студентов, детей, пенсионеров».
В Швецию я попала совершенно неожиданно для самой себя. Просто предложили в университете съездить на стажировку в редакцию шведской газеты. Вот я и стажировалась две недели: слушала лекции, писала тексты, ходила хвостиком за журналистами, спрашивала обо всем. Успела побывать на пресс-конференциях, театральных показах, встречах с политиками, даже на гей-парад меня занесло. В общем, я познакомилась с совершенно новым миром и новой журналистикой, но это – тема уже другого материала.
Своим шведским коллегам запомнилась как Полина-кофеман и любитель театров.
Ларс помог мне среди сотен узких, больших, чистых, грязных, старинных и современных улочек Стокгольма найти заветный театр. Карта с выведенной ленточкой синего стержня и яркие ориентиры, в подробностях описанные Ларсом, стали моим спасением.
Я приехала в отель из аэропорта в 18.00, а уже через час начинался спектакль, так что идея вырядиться в красивое утонченное платье как-то сама собой улетучилась (как в платье и на каблуках совершать марш-бросок по центру незнакомого города?). Привет, свободная юбка и удобные ботики! Но расстроилась я не сильно, вспомнив свой разговор с журналистом Ostra Smaland Ульфом. Он рассказал, что в Швеции не принято выряжаться в театр, все приходят на спектакль в чем хотят, главное – чтобы было удобно.
Сосредоточенность на ленточке синего стержня привела к театру неожиданно быстро. Меня встретило величественное здание с большими яркими афишами и скульптурами у входа. До спектакля оставалось еще минут двадцать, но возле театра было уже очень оживленно. На больших ступеньках сидели группки молодых людей. Компании элегантных мужчин и женщин прохаживались взад и вперед. Я зашла в здание и гордо сунулась со своим билетом к улыбчивой работнице театра: «О! Вам нужно в другое здание напротив нашего заднего входа. Там находится малая сцена».
Про то, что спектакль будет проходить на малой сцене, я знала и раньше, а вот о том, что та находится в другом здании – нет. Это другое здание, конечно, уступало главному в величественности, но не в красоте, а за счет небольшого размера входного помещения обстановка там казалось еще более оживленной. Столько людей я видела разве что на наших фестивальных показах, и чтобы идти вперед, приходилось с улыбкой подталкивать таких же улыбающихся шведов.
Наконец, добравшись до гардероба, замечаю табличку: «20 крон». За оставленное пальто надо платить?! В эти минуты начинаешь ценить такую мелочь, как бесплатный гардероб. А чем мне, в принципе, мешает пальто? Я оставляю его в руках. К моей радости, так же поступает и большинство шведов.
Рядом очень кстати стоит милая работница театра с программками.
– У вас всегда так много людей? Ведь сегодня даже не выходной, да и премьера спектакля прошла в августе…
– Обычно как раз-таки по четвергам у нас и много людей! Вечер четверга в Стокгольме – это как еще один выходной.
– А программка сколько стоит?
– Всего лишь 20 крон!
Опять 20 крон! Но это же программка…
– Давайте! – уверенно выпаливаю я.
Радостно рассматриваю свой трофей в толпе беседующих шведов. Таких одиноких волков, как я, здесь практически нет. Все парочками, а большинство – даже большими компаниями. В зал все еще не пускают, хотя до начала остается минут десять.
Я зависаю над программкой: она впечатляет. Это 18 красочных разворотов, яркие, сочные фотографии спектакля, рецензии на него (жаль, что только на шведском) и вся информация о постановке и команде. Целая книга, лучший театральный сувенир.
Наконец в зал начинают пропускать. Передо мной проходит старушка. Милый парень (не удивляйтесь, что у меня все шведы милые и улыбчивые: они действительно такие!) проверяет билет и дает ей наушники.
– А для чего эти наушники? – спрашиваю в надежде услышать об английских субтитрах.
– Это для пожилых людей, чтобы им было лучше слышно спектакль.
Что ж, это тоже очень круто!
Зал небольшой, я замечаю, что недалеко от меня в проходе сидит суфлер. Во время спектакля в Кальмаре суфлер тоже работал – это распространенная практика в Швеции. Причем работы у него было достаточно: один из актеров, к сожалению, довольно часто произносил с мольбой и расстройством заветное и понятное даже мне слово text. Во время спектакля Klanen Королевского драматического театра суфлера я ни разу не услышала. Оно и понятно: там был первый показ, а здесь спектакль идет уже месяц.
Klanen со шведского – «Клан». Это работа драматурга и режиссера Нины Рейн, затрагивающая проблемы взаимоотношений глухих людей и социума. Такая злободневная тема открывается очень интимным ракурсом: в спектакле социум, не понимающий и не желающий понимать не такого, как все, – это родная семья глухого парня Билли. Ее члены не учат язык жестов, они постоянно кричат, перебивают друг друга и создают столько шума и неразберихи, что Билли при всем своем желании не может понять ни слова.
Кулисы открыты – и я могу подробно рассмотреть все декорации. Они абсолютно незамысловатые. Большой круглый стол, кресла, книжная полка. Интересная деталь – большая бирюзовая портретная рама, которая разделяет сцену на две части – квартиру клана и коридор. Очень стильно – основное впечатление.
Стиль чувствуется и в цветовом оформлении сцены. Впечатляющее огромное дерево на заднике, символизирующее семью, меняет окрас в зависимости от событий, разворачивающихся на сцене. Причем всегда яркие цвета дерева идеально сочетаются с завораживающе глубокими темно-бирюзовыми оттенками сценического пространства. Также совершенны все костюмы героев (а их они меняют несколько раз). Все вместе создает идеальную визуальную картинку. В дополнение к этой красоте меня ждет и еще одно удивление: вместо книжкой полки на сцене в определенный момент появляется аквариум с самыми настоящими рыбками. Тихо так, аккуратно появляется, что сначала его даже и не замечаешь. Такая смена декораций говорит о смене пространств – действие переходит в другую квартиру. Цвет рыбок, кстати, тоже очень хорошо подходит к стилю всей сцены.
Стильно, стильно, стильно… Я сижу, довольная визуалом. Жду, жду, жду новых глубоких театральных впечатлений. И не дожидаюсь.
Неожиданно для себя разочаровываюсь в спектакле. Да, в нем есть стиль, в нем есть очень хорошие актеры. Ты видишь эту смесь на фотографиях – и заглатываешь крючок. Еще один крючок – классическая музыка, звучащая на протяжении всего спектакля. И все. Актеры очень много говорят и постоянно совершают неестественные бытовые действия, кажется, просто для того, чтобы что-то делать во время своих бесконечных разговоров. То мать с дочкой гладят простыню, а я вижу, что она выходит совсем неглаженной. То дочка нарезает какой-то продукт (боюсь предположить, но по-моему, это огурец) целую вечность. Я чувствую, как она напряжена от одной мысли: «Что мне еще сделать с этим огурцом?».
Такими пустыми действиями наполнен весь спектакль. Причем зал смеется постоянно, и причиной тому – бесконечные семейные ссоры (попахивает каким-нибудь американским сериалом). Вся эта мишура полностью закрывает смысл.
А ведь спектакль о семье. О братьях, которые сначала не понимают друг друга, и только горе (брат Билли теряет дар речи в самом конце) сближает их. О любви с ее романтическим началом и взаимными упреками в конце. О родителях и детях, в конце концов.
В трейлере спектакля меня захватили руки – трепетные, говорящие больше, чем слова. Но в самом спектакле руки актеров были мертвыми. Как и их тела. В трейлере семья за счет света, лиц и тел выглядела семьей не из сериала, а как будто бы из авторского кино. Все это куда-то испаряется во время представления.
Неутешительный вывод: я познакомилась с качественным, где-то смешным, где-то серьезным, но в целом стандартным спектаклем, который только по стилю оказался лучше наших среднестатистических постановок.
Тоненький аромат разочарования я учуяла уже во время антракта, а он в шведских театрах длится целых двадцать минут. Большинство зрителей проводит это время за бокалами вина, гораздо реже – за чашками кофе. Очень красивая элитная атмосфера! Я тоже постояла в буфетной очереди за вином, но, увидев цену за бокал красного, незаметно выскользнула оттуда.
После спектакля я грустно вздохнула. Надо было все-таки попробовать это дорогущее манящее вино в антракте. Может, тогда и второй акт оказался бы интереснее?
С первой частью театральных путешествий в Швеции можно познакомиться здесь.