Меню

Новости

Сезон. The End.

Совсем скоро театральная жизнь столицы перейдет в стадию тотального затишья. В связи с этим «Культпросвет» вместе с театральными критиками решил подвести итоги уходящего сезона

мартинович
Денис Мартинович, историк, театральный критик, журналист

Что?

Из кукольных спектаклей выделю «Птиц» Белорусского государственного театра кукол (режиссер Алексей Лелявский) и «На дне» Могилевского театра кукол (режиссер Игорь Казаков).

на дне горький, лелявский, спектакль, могилевский театр

Спектакль «На дне»

Из драматических — спектакли «Саша, вынеси мусор» (Дмитрий Богославский, Молодежный театр), «Дзяды» (Павел Пассини, Брестский театр драмы), «Опиум» (Александр Марченко, независимый проект) и «Пеликан» (Александр Гарцуев, Республиканский театр белорусской драматургии). Хочется отметить режиссера по пластике Евгения Корняга, которого можно считать еще одним создателем постановки «Пеликан».

пеликан, ртбд, театральный сезон 2015-29016, мнение

Спектакль «Пеликан»

Из постановок музыкальных театров в этом сезоне выделю оперу «Макбет» (Михаил Панджавидзе, Большой театр оперы и балета), оперетту «Бал в Савойе» (Анна Моторная, Музыкальный театр) и балет «Маленькая смерть» (Большой театр оперы и балета). Мировая премьера этого спектакля, которую осуществил великий Иржи Киллиан, прошла в 1991 году. Теперь Ширли Эссебум, ассистент хореографа, без изменений перенесла постановку на белорусскую сцену.

балет маленькая смерть

Балет «Маленькая смерть»

Критерии моего выбора просты. Названные спектакли актуальны, современны и интересны. Правда, вопрос о музыкальных постановках остается открытым, так как музыкальных театров в Беларуси всего три. Соответственно, выбор и конкуренция минимальные.

Кто?

Безусловно, это Дмитрий Богославский и Игорь Казаков. Первый для меня загадка. Как можно одновременно быть актером, писать превосходные пьесы, да еще и ставить хорошие спектакли? Что касается Казакова, то его «На дне» — самое сильное и яркое авторское высказывание этого сезона.

спектакль саша, вынеси мусор, сезон 2015-2016

Спектакль «Саша, вынеси мусор»

Как?

В этом сезоне случилось несколько важных событий. Белорусские кукольники победили на «Золотой маске».

У Национальной театральной премии наконец-то появилась альтернатива (речь идет о программе Belarus Оpen, которая существует в формате фестиваля «ТЕАРТ»).

На постановку спектакля «Опиум» было собрано 45 миллионов белорусских рублей, что в перспективе дает шанс на развитие в Беларуси проектного театра.

спектакль опиум, александр марченко

Спектакль «Опиум»

Прошел первый конкурс-фестиваль современной белорусской драматургии WriteBox. Но если говорить об общей характеристике сезона, то глобально в театральном сегменте ничего не изменилось. И в ближайшее время поменяться не может.

usadb1_1_880_660
Надежда Бунцевич, театровед, корреспондент газеты «Культура»

Кто?

Среди актеров я выделила бы Людмилу Сидоркевич, Андрея Новика и солиста балета нашего Большого театра Такатоши Мачияму. Интересно, что двое первых — из РТБД. И это симптоматично: там в последнее время происходит масса интереснейших театральных событий, особенно связанных с освоением новой драматургии, в первую очередь — белорусской, что соответствует уже самому названию коллектива.

ртбд, портрет, гарцуев, спектакль, новик, сидоркевич

Спектакль «Портрет»

Людмила Сидоркевич с такой легкостью и настоящей апантанасцю обычно откликается на все, начиная с читок пьес, что поражаешься, откуда она берет силы и время. Любой ее выход в спектакле, независимо от качества последнего, — всегда высший пилотаж. Ее героиням веришь, и этим все сказано. То, что она делает в «Пеликане» Стриндберга в постановке Александра Гарцуева, превзошло все ожидания. Это, казалось бы, не ее роль, а что-то совершенно неблизкое ей как человеку. В результате мы увидели практически новую актрису, не такую, какой знали ее раньше.

пеликан, людмила сидоркевич, сезон 2015-2016

Спектакль «Пеликан»

Андрей Новик заставил о себе говорить еще когда учился в Академии искусств в мастерской Зои Белохвостик. Но частенько, к сожалению, бывает, что после окончания учебного заведения молодой и подающий надежды артист, художник, творец оказывается всего лишь плодом, созревшим на древе учителя, не способным к дальнейшему самостоятельному развитию — и после быстрого успешного старта начинается медленное падение. С Новиком все наоборот. Он продолжает расти, совершенствоваться, не ограничивается однажды найденным приемом. Он удивил в гоголевском «Портрете» режиссерской кисти все того же Гарцуева, на наших глазах безо всякого грима превращаясь из юноши в старика и обогащая свою роль множеством точнейших психологических деталей.

андрей новик, портрет гоголя, гарцуев

Спектакль «Портрет»

За пределами внимания театральных критиков обычно оказываются музыкальные театры. И, кстати, не только потому, что ими занимаются критики музыкальные. Просто в последнее время спектакли музыкальных театров явно проигрывают другим на общем театральном фоне. Конечно, там своя специфика, но свежие идеи еще никому не мешали, а именно их обычно и не хватает.

Но вопреки всему, хочу отметить артиста балета, который меня даже не удивил, а именно потряс. Причем не только и не столько балетной техникой, сколько актерским началом. Казалось бы, что может быть скучнее классического па-де-де в актерском плане? В драматургии спектакля это обычно остановка действия, когда солисты вместе и по очереди демонстрируют свои умения. А уж когда па-де-де исполняется не в спектакле, а на гала-концерте, образ вообще задан априори: перед нами — прима и премьер. Всё! Смотрите и наслаждайтесь возможностями красивого тела.

игорь казаков, на дне, спектакль, могилев

Спектакль «На дне»

И вдруг на гала-концерте фестиваля «Балетное лето в Большом» в па-де-де из «Корсара» выходит Такатоши Мачияма, японец по происхождению, который после окончания Академии русского балета им. А. Вагановой в Санкт-Петербурге уже пять сезонов работает у нас (занят обычно в небольших, но технически сложных характерных партиях типа Шута в «Лебедином озере»). И в том па-де-де я вижу не артиста балета со всеми условностями, а рассказ о живом человеке — вернее, его душу, которая рассказывает о себе. Причем не в жанре романтической слезливой мелодрамы, а на языке настоящей трагедии. Фантастика!

Что?

Поиски лучших режиссеров и спектаклей оказались для меня взаимосвязанными: я выделила бы «На дне» Горького в версии Игоря Казакевича и «Птиц» Алексея Лелявского. Как видим, в обоих случаях это театры кукол: Могилевский областной и Белорусский государственный. Первый из них — это задор, развенчивание мифов, разрушение стереотипов, пощечина общественному вкусу с его тягой если не к гламуру, то хотя бы к масскультной красивости. Второй — отточенное в лучших традициях древнегреческой классики, почти скульптурное эстетически ценное изваяние, которое вдруг оживает и становится не музейным раритетом, а актуальнейшей современностью. В том, что Алексей Лелявский — величайший мастер, никто и не сомневался. Но в том, что это уже необратимо и спасения завистникам нет, убедил поставленный им «Ваня» (Karlsson Haus, Санкт-Петербург), удостоенный «Золотой маски».

спектакль птицы, лелявский, мнение, сезон 2015-2016

Спектакль «Птицы»

Среди театров драматических нельзя не обратить внимание на открытие малой сцены в Молодежном и, естественно, на премьеру «Саша, вынеси мусор» украинского драматурга Натальи Ворожбит в постановке Дмитрия Богославского. Спектакль предельно минималистичен в хорошем смысле слова и настолько гармоничен, что выделять кого-то из актерского ансамбля (ту же Наталью Онищенко, задействованную буквально в каждой премьере театра) — значит его разрушить.

саша, вынеси мусор, богославский, мнение

Спектакль «Саша, вынеси мусор»

Добавлю, что с малой сценой вновь начали экспериментировать в Купаловском. В Бобруйске в театре драмы и комедии им. В. Дунина-Марцинкевича (тоже, кстати, на малой сцене) после осенних читок современных белорусских пьес в рамках пятого фестиваля национальной драматургии Елена Силутина поставила «Лондон» Максима Досько с Александром Косинским, предельно естественным в главной роли. Думают про малую сцену и в Новом драматическом, хотя там и большая сцена, по сути, малая. И обе премьеры сезона — «… И слышатся лишь звуки полонеза» и «Если бы знать…» (по «Грозе» Островского) — лишь подтверждение того, что этот театр, где главным режиссером недавно стал Сергей Куликовский, вновь, как и на заре своего возникновения, воспринимается студийным: открытым всему новому, смелому и перспективному.

спектакль лондон, бобруйск, мнение

Спектакль «Лондон»

Как?

На основании одного сезона говорить про какие-либо тенденции по меньшей мере опрометчиво. Тем не менее нельзя, на мой взгляд, не заметить, что наши театры немного на «черненькое» что-то потянуло. С одной стороны, это абсолютно нормальная реакция на излишне «белое и пушистое», восторжествовавшее при нашей театральной эстетике бесконфликтности. А с другой — это наверстывание пути, уже пройденного искусством других стран, возврат к российским 1990-м. Флагманом же поиска в этой области, провозвестником «чернухи по-новому» выступил режиссер Евгений Корняг, поставив в столичном кукольном свое «Интервью с ведьмами».

Еще одной тенденцией можно считать стремление постановщиков к концептуальной комедии, как я ее называю. Нам показывают, по сути, настоящую трагедию, но облеченную в форму комедии: зал при этом все время смеется. Потому что осознание страшной бесповоротности ситуации приходит только постфактум, когда начинаешь осмысливать якобы смешное увиденное. Кстати, я уже писала об этом в газете «Культура» после брестского международного фестиваля «Белая Вежа». Завершающийся театральный сезон еще более убедил меня в справедливости тех слов.

teasez20_880_660
Алексей Стрельников, театральный критик, кандидат искусствоведения, арт-менеджер, специалист Центра экспериментальной режиссуры

Что?

Из премьер театрального сезона 2015–2016 я бы хотел выделить спектакль «Две души» режиссера Николая Пинигина (Купаловский театр) и «Саша, вынеси мусор» Дмитрия Богославского (Молодежный театр).

две души пинигин, купаловский театр

Спектакль «Две души»

Кто?

Главный герой театрального сезона для меня — Алексей Лелявский. Он получил «Золотую маску» и организовал потрясающий фестиваль. По итогам опроса театральных критиков большинство моих коллег отметило спектакль Лелявского «Птицы», на втором месте оказалась постановка Евгения Корняга «Интервью с ведьмами».

интервью с ведьмами, спектакль, лелявский

Спектакль «Интервью с ведьмами»

Как?

Важным событием этого сезона стала постановка спектакля «Опиум», деньги на который собрали с помощью краудфандинга. Интересно в этом году прошли драматургические мероприятия: V Республиканский фестиваль национальной драматургии им. В. И. Дунина-Марцинкевича в Бобруйске, лаборатория Центра белорусской драматургии, недавно завершившийся фестиваль Writebox.

громыко
Людмила Громыко, театральный критик, театровед

Кто?

Театральными ньюсмейкерами этого сезона стали режиссер Дмитрий Богославский; актеры Белорусского государственного молодежного театра Наталья Онищенко, Александр Пашкевич, Любовь Пукита, сыгравшие в спектакле «Саша, вынеси мусор»; драматург Виталий Королев; режиссер Александр Марченко и актеры Юлианна Михневич, Максим Брагинец, Артем Курень и Анна Семеняко, сыгравшие в спектакле «Опиум» по пьесе Виталия Королева.

опиум, марченко, спектакль, крауфандинг

Спектакль «Опиум»

Что?

По-прежнему главные театральные события происходят в театре кукол. Это наше белорусское чудо. В этом году вялотекущий театральный процесс взорвали «Птицы» Аристофана (режиссер Алексей Лелявский, Белорусский государственный театр кукол) и «На дне» (режиссер Игорь Казаков, Могилевский областной театр кукол). На большой драматической сцене невозможно обойти вниманием спектакль «Дети Ванюшина» Сергея Найденова в Государственном молодежном театре.

дети ванюшина, молодежный театр, богославский

Спектакль «Дети Ванюшина»

Как?

В белорусском театре очень долго ничего не менялось, во всяком случае, в последние десять лет. Это и была главная тенденция. Режиссеры попали в зависимость производственной необходимости и чаще, чем следовало, жертвовали собой. Механизм и теперь остается прежним. Но это касается в основном больших репертуарных театров, которые озабочены исключительным собственным имиджем и готовы привлекать зрителя любой ценой. Однако живой театральный процесс пульсирует на иной территории, где все выглядит иначе, где не расходуются миллиарды на пышные декорации и клонирование собственных постановок. Театр смело поднимает голову, ярко проявляется в камерном пространстве. И демонстрирует способность к авторскому высказыванию. Весь прошедший сезон — об этом.

салеев
Вадим Салеев, заслуженный деятель культуры республики Беларусь, театральный критик, доктор философских наук, профессор, главный редактор журнала «Артефакт»

В этом сезоне меня ничего не удивило, однако порадовало проведение V Республиканского фестиваля национальной драматургии им. В. И. Дунина-Марцинкевича, который прошел в Бобруйске. Это поистине трибуна национальной драматургии. Но горе в том, что на фестивале из всех академических театров присутствовал только Национальный драматический театр им. Якуба Коласа (г. Витебск).

Что?

Если говорить о постановках этого сезона, то не могу не отметить работу режиссера Могилевского областного драматического театра Саулюса Варнаса «Крейцерова соната» по одноименной повести Л. Н. Толстого. Признаюсь, постановками этого режиссера всегда восхищался.

крейцерова соната, могилевский драмтеатр

Спектакль «Крейцерова соната» (Могилевский драмтеатр)

Неожиданным для меня стал спектакль Полесского драматического театра (г. Пинск) «Пінская шляхта» Виталия Барковского. Эта постановка — еще одно подтверждение того, что наши региональные театры могут составить достойную конкуренцию ведущим театрам страны. И вот в связи с этим не могу не воспользоваться случаем и не высказать идею о создании театра в Полоцке, которую вынашиваю уже на протяжении 30 лет.

Следующая постановка, которую могу выделить, — «Дзве душы» Николая Пинигина. Однако в этом случае у меня есть небольшая оговорка. Философски я как деятель культуры восхищен тем, что делает Пинигин, у него просвещенческий театр, но как театральный критик я недоволен, потому что не нашел для себя ни одной большой актерской работы. А вообще, идея о двойственности белорусской души хороша, так как белорус всегда находится на границе между шляхецтвам і сялянствам.

две души

Спектакль «Две души»

Впечатлил спектакль «Иллюзии» режиссера Татьяны Троянович по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева. Это замечательная постановка с минимумом декораций и с максимальной режиссерской энергетикой.

Кто?

Из актеров могу отметить работу Павла Маринича, который сыграл секретаря Писулькина в «Пінскай шляхце». На мой взгляд, режиссер Виталий Барковский при помощи этого артиста исказил всю суть шляхты, однако сыграл Маринич очень хорошо. Также не могу не отметить Тамару Миронову, сыгравшую Маланью в спектакле «Дзве душы», и Елену Кривонос из «В маленькой усадьбе». На мой взгляд, это самая стильная постановка.

в маленькой усадьбе спектакль, теарт

Спектакль «В маленькой усадьбе»

Как?

В качестве тенденции этого театрального сезона я бы назвал достаточно убедительный художественный результат молодых режиссеров, которые не имеют ничего общего с незамысловатой экспериментальной постановкой. Например, Евгений Корняг и его «Интервью с ведьмами», «Иллюзии» Татьяны Троянович.

В этом году проходил X Международный фестиваль театров кукол. Хочется сказать, что театры кукол стремительно и довольно успешно развиваются. На сегодняшний день они наиболее ярко представляют белорусское сценическое искусство. На мой взгляд, в нашей стране есть три выдающихся мастера кукольных театров высочайшего европейского класса: Алексей Лелявский, Олег Жюгжда и Игорь Казаков.

арцимович
Татьяна Артимович, театральный режиссер, критик

Как?

Я не буду называть конкретных имен и спектаклей, так как, на мой взгляд, важнее поговорить о тенденциях в белорусском театре, а они неутешительны.

С одной стороны, худо-бедно продолжают функционировать гостеатры, активизировалось альтернативное театральное поле. С другой — в полноценный театральный процесс все это так и не оформилось. Отсутствует очень важный элемент — дискуссии и обсуждения, а также реальный диалог не только между государственными и альтернативными структурами, но и внутри этих сообществ.

Яркий пример — Национальная театральная премия, которая вручается уже несколько лет, но несмотря на то, что критика в сторону организации и критериев отбора номинантов звучала в том числе и со стороны официальной прессы, ничего не меняется, а все замечания цинично игнорируются.

Безусловно, радуют инициативы отдельных независимых групп. Но для того, чтобы все они развивались, необходимы стимулы, которые у нас отсутствуют. Конечно, это не означает, что нужно бездействовать, нет. Несмотря ни на что необходимо продолжать рассказывать людям истории. Вдруг случится чудо, и политика государства в области культуры и театра изменится, и ей начнут заниматься профессионалы, а не бывшие директора предприятий.

IMG_77101
Елена Мальчевская, старший преподаватель кафедры литературно-художественной критики Института журналистики БГУ, театральный критик

Кто?

В этом сезоне главными героями для меня стали Алексей Лелявский, Александр Янушкевич и Татьяна Нерсисян, награжденные «Золотой Маской»; Виктория Белякова, организовавшая первый конкурс-фестиваль современной белорусской драматургии WriteBox; а также команда краудфандингового проекта «Опиум», который объединил театральную общественность и еще раз доказал, что делать тот театр, который хочешь, — возможно.

orxidei 2

Спектакль «Орхидеи»

Что?

Команда Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ», которая снова собрала программу Belarus Open и продолжает исследование границ современного театра. Особенно важным в этом поиске границ для меня стал спектакль Пиппо Дельбоно «Орхидеи», сделавший видимым особенное пространство с уникальным монтажом, казалось бы, несовместимых вещей.

orxidei

Спектакль «Орхидеи»

Как?

Развитие проектного театра и обращение к современной драматургии я считаю главной тенденцией театрального сезона 2015–2016.

Top