Дело в том, что вместе с культовыми артистами в Беларусь пришел доселе неизвестный нам «новый цирк». А нового в нем то, что представление в данном жанре можно назвать спектаклем. В нем есть характеры, сюжет, конфликт, итоговая мораль – все как в театре. Даже действие проходит не на привычной арене, а на сцене. Но выполняется спектакль средствами цирковой выразительности. Более того, если обычное представление ставит целью развлечь зрителя, то постановки «нового цирка» несут в себе смысл, дидактику, где само понятие «цирковой номер» уступает место сверхзадаче. Фактически, перед нами оригинальный тип актера, сочетающий техники драматического театра и цирка.
Если разобраться, «новый цирк» не такой уж и новый. Все началось во Франции в конце 1960-х. К этому времени классический цирк переживал сильнейший кризис, люди практически перестали ходить на представления, делая выбор в пользу варьете и кино. Из-за этого стал происходить и отток артистов. Но пришел бурный и неоднозначный 1968 год, в Париже разразилась студенческая революция, вылившаяся в общереспубликанскую забастовку и отставку правительства. Люди хотели перемен – не только в обществе, но и в искусстве. Настало время невероятных экспериментов и творческих поисков. Были поставлены под сомнение условные формы официального искусства, вследствие чего произошло обращение к народным формам развлечения, чтобы создать спектакли без текстов, режиссеров и авторов. Вдохновение черпалось в комедии дель арте, пантомиме, театре маски, танце, народном театре. Именно отсюда берет начало европейский уличный театр, который мы знаем сегодня. Здесь же находятся и корни «нового цирка».
Классические цирковые приемы наложились на театральные эксперименты – и вуаля: с 1980-х встречайте на всех крупных летних фестивалях Франции! Успех был настолько очевидным и оглушительным, что в 1985 году Министерство культуры Франции создало Национальный центр цирковых искусств и Национальную школу обучения цирковым видам искусств. Начинается триумфальное шествие «нового цирка» по Европе и за ее пределы. Но это все еще больше традиционный увеселительный цирк, нежели интеллектуальное направление в искусстве.
В течение 1990-х театрализация цирка получает новый виток в развитии с появлением спектаклей, где персонажи эволюционируют, как в обычном театре. «Новый цирк» окончательно порывает с ярмарочными корнями, постановки обретают драматургическую основу, в которой монодисциплинарность (жонглирование, акробатика, клоунада и т.д.) становится нормой и которая сменяет прежнюю жанровую насыщенность. В 1995 году впервые в истории Авиньонского театрального фестиваля в программе присутствует цирковой спектакль (выполненный, естественно, в жанре «нового цирка»). Очевидно, что главную роль в такой трансформации играла система обучения новых поколений циркачей в специализированных школах.
В начале 2000-х в одной только Франции насчитывалось около 2 000 артистов «нового цирка», работающих примерно в 450 частных труппах. Цифра впечатляет, не так ли?
Сегодня для этого феномена свойственна небывалая популярность в мире – от Скандинавии до Мексики. Ежегодно проводятся на самом высоком уровне фестивали «нового цирка». Впереди планеты всей, конечно же, Франция – его родина. Здесь очень трепетно относятся к «новому цирку» как к культурному достоянию. Автор успел сам убедиться в этом, поучаствовав в программе FOCUS Cirque, направленной на знакомство профессионалов со всего мира с последними тенденциями французского «нового цирка».
Жанр активно развивается в странах Прибалтики – у наших ближайших соседей. Он набирает ход и в России благодаря усилиям Центра им. Вс. Мейерхольда и Центра Славы Полунина.
А что же у нас? Мы его можем наблюдать только в редком гастрольном варианте. Нужен ли он нам, этот «новый цирк»? Наш ответ: определенно да. Не как конкуренция официальной системе, но как логичное ее дополнение. Как оплот интеллектуального направления в искусстве, зрелищного и рефлексирующего одновременно. Как глоток свежего воздуха для нашего многострадального театра.
Подборка материалов о «новом цирке», опубликованных в интернет-журнале «Культпросвет»:
Интервью с Натальей Султановой, основателем ZavodBufeto – независимой организации, занимающейся созданием и продвижением спектаклей в жанре «нового цирка» в Словении
Интервью с Ингой Лозовой, администратором по проведению представлений Центра Славы Полунина
Рассказ о своих организациях, сотрудничестве и «новом цирке» от представителей театральных организаций наших ближайших географических соседей
Рецензия на «360 градусов», документальный спектакль в жанре «нового цирка» поставленный в Центре им. Вс. Мейерхольда.