Продолжаем серию материалов-ликбезов о теории театра. Часть вторая. Уличный театр.
«Знакомый незнакомец»
Уличный театр – темная лошадка в мире современного искусства. С одной стороны, именно он стал родоначальником театра. В нем отчетливо слышатся отклики камланий первобытных шаманов, древнегреческих празднеств-дионисий, народных игр, обрядов, средневековых религиозных мистерий, ярмарочных представлений скоморохов, карнавальных шествий, спектаклей комедии дель арте, дадаистических перформансов, революционных представлений, студенческих волнений и антивоенных настроений… С другой стороны, уличный театр так и остается недооцененным и неисследованным явлением. Количество книг, посвященных ему, можно сосчитать по пальцам одной руки, и то они все зарубежные.
Краткий ликбез
Исчерпывающего определения уличного театра нет ни в одном специализированном словаре. Французский исследователь и создатель уникального словаря Патрис Пави называет уличным «театр, в котором играют за пределами традиционных помещений: подмостками здесь служат улица, площадь, рынок, метро, университет и т. д.» (Пави., П. Словарь театра. М. : Прогресс, 1991. – с. 361)
Действие спектакля может развиваться как на фиксированных площадках, так и в процессе движения по заранее очерченному маршруту по улицам, дворам, квартирам, крышам, подвалам… В английской терминологии такие динамичные постановки называются walkabout («прогуливающийся»). Скажем, воскресные выступления у Ратуши в Минске – это стационарные шоу, а спектакль словенского уличного театра KUD Ljud под названием «Вторжение» (Invasion) со взбудоражившими в 2011 году белорусскую столицу розовыми инопланетянами уже walkabout: актеры перемещались по заранее подготовленному маршруту.
Немаловажным элементом уличного спектакля является интерактив. Большая доля успеха зависит от того, сможет ли актер установить связь со зрителем, поддерживая прямой контакт. В обычном indoor-театре между сценой и залом есть пустое пространство, четко разделяющее место на действующих лиц и наблюдателей.
Особенности имеются и в манере игры уличных артистов. Во-первых, помимо заранее намеченных режиссером мизансцен активно используется импровизация. Так, если в течение обычного спектакля на сцену выбежит ребенок, это перечеркнет все усилия актеров. Для уличного же артиста это подарок, который будет обыгран и станет частью действа. Любой резкий звук, погодное явление, человек, животное, оказавшиеся в центре постановки, – это возможность сделать спектакль уникальным.
Особенностям работы в уличном театре не учат ни в одном вузе. Поэтому согласно официальной терминологии все актеры в нем любители. Более того, ими становятся люди разных профессий: бухгалтеры, журналисты, филологи, преподаватели… Но вообще сам термин «любитель» нельзя употреблять в данном контексте. Во-первых, из-за отсутствия официально дипломированных специалистов в этой области невозможно провести черту между профессионалами и дилетантами. Во-вторых, коллективы самостоятельно зарабатывают на гонорарной основе и «шапочным» методом, имеют свой репертуар и сложившийся круг зрителей, проводят регулярные репетиции.
Уличный спектакль – прямой потомок карнавала, поэтому в нем, как правило, используются яркие краски, пиротехнические и световые эффекты. Его гротескные образы впечатляют зрителя. Кроме того, в арсенале актеров имеются не только традиционные театральные, но цирковые приемы и даже элементы, заимствованные из экстремальных видов спорта.
Уличный театр привносит в любое место, где бы ни появился, дух праздника, игры. Он раскрепощает зрителя, заставляет выйти за рамки рутинного поведения, получить яркие эмоции, которых не хватает в повседневной жизни.
Современный уличный театр Западной Европы вышел из полуанабиоза благодаря студенческим волнениям в Париже в 1968 году, спровоцированными социальным кризисом во Франции. Во время забастовок митингующие элементы уличных представлений, а также целые спектакли взяли на вооружение как средство наглядной демонстрации своих идей и взглядов. Так укрепились активистские корни современного уличного театра наряду с ярмарочными и экспериментальными.
Практически в каждой европейской стране есть центр поддержки уличных и цирковых искусств. Пример для подражания в этой области – Франция, где с 1992 года функционирует Национальный центр по ресурсам в области уличных и цирковых искусств HorsLesMurs («Вне стен»). Пожалуй, это самая мощная структура подобного рода в Европе, которая поддерживается как Министерством культуры и коммуникаций страны, так и частными институциями. Центр выпускает тематический ежемесячный журнал Stradda (в одном из номеров которого есть статья и о первом минском форуме уличных театров), проводит программы резиденций, оказывает помощь в проведении фестивалей и прочих мероприятий. Кроме того, во Франции статус уличного актера законодательно закреплен, ряд коллективов официально субсидируются государством, а фестивалей уличных театров насчитывается 350.
Что же происходит в Беларуси? Как справедливо отметила французский критик уличных и цирковых искусств бельгийского происхождения Флориана Габер, уличные искусства в нашей стране находятся на начальной стадии развития. Это сопоставимо с аналогичными процессами, протекавшими во Франции сорок лет назад.
Организованное фестивальное движение начало зарождаться у нас только в 2013 году с появлением Минского форума уличных театров и Международного фестиваля уличных искусств Grand Teatro. В нынешнем году выступления прошли и в областных центрах – в Могилеве, Гродно, Бресте и Витебске (на городских праздниках, выставках и других мероприятиях). Пока статус артистов приравнен скорее к аниматорам, нежели к профессиональным актерам. Тем не менее, коллективы успешно участвуют в зарубежных фестивалях и находятся на полном самообеспечении.
Раньше существовала лишь небезуспешная практика внедрения уличных постановок зарубежных коллективов в такие крупные отечественные фестивали, как «Белая Вежа» (Брест) и «М@рт.контакт» (Могилев). К слову, тенденция поддерживается до сих пор.
Стоит отметить пленэрную адаптацию спектакля «Чайка» бывшим директором – художественным руководителем РТБД В. Д. Анисенко (сегодня директор – художественный руководитель Витебского театра им. Якуба Коласа). Постановку оптимизировали под условия местного ландшафта.
Хроника самых-самых
В 2005 году, после участия в мастер-классе российского уличного театра «Странствующие куклы Господина Пэжо», инженер по образованию Алексей «Бекар» Буросенко образовал «Средневековый театр «Плутовской Театр ДиГриза»» (Минск).
Свой стиль труппа определяет как реконструкцию «традиционного средневекового странствующего театра, театра жонглеров и акробатов, музыки и смеха, мираклей и мистерий, танцев и огневых перформансов». Опирается она на карнавальную эстетику, используя ходули, яркие флаги, маски, огонь, живую музыку, свойственные европейской и белорусской культуре эпохи Средневековья и Ренессанса.
Интерактивный уличный театр Moustache («Мусташ», Минск) – результат международного проекта движения «Двери» (Минск) и словенского интерактивного уличного театра KUD Ljud (Любляна, Словения). Результатом занятий с белорусскими актерами стала интерактивная постановка «Фотофрения», показанная в Минске в 2012 году. Особенностью Moustache является то, что актеры работают со зрителем напрямую, постоянно вовлекая его в действие.
Театр «Крылы халопа» (Брест) создан в 2001 году людьми с общими политическими и творческими взглядами. Главной целью он ставил создание платформы для творческой деятельности тех, кто выступает против человеческой разобщенности, угнетения и насилия для преодоления ситуации вынужденного молчания, пассивности и депрессии общества.
Стилистика спектаклей объединяет элементы немецкого экспрессионизма и театра Брехта, традиционного восточного театра и клоунады, пантомимы и дадаистского юмора. Применяя элементы традиционных боевых искусств, различных голосовых техник (обертональное пение, народное пение), актеры исследуют процесс создания «внеповседневного тела», ухода от повседневного поведения и телесности на сцене, культивирования иного уровня актерской энергии.
Особенность театра-студии «Шестое чувство» (Могилев) в том, что практически все актеры – инвалиды по слуху. Действует он с 1992 года при Доме культуры Белорусского общества глухих Могилева в виде творческого коллектива малых форм глухих завода «МЕТИЗ». Возглавляет труппу Ольга Федоровна Белова.
В основе стилистики театра – традиционные клоунада и пантомима, основанные на создании комических образов и ситуаций. Кроме того, труппа активно использует в перформансах интерактив со зрителем и фарсовые элементы.
Пластический театр «ИнЖест» (Минск) – старейший отечественный экспериментальный театр: он действует с 1980 года под руководством Вячеслава Иноземцева. В репертуаре труппы есть несколько постановок уличного формата, такие как «Золотая эпоха», «Последнее платье короля», Aliens. Спектакли проникнуты карнавальным мироощущением, в них присутствуют традиционные элементы эстетики уличного театра – многометровые ходули, пиротехника. Отличительная черта коллектива – вплетение техники буто (современного японского пластического танца) в структуру уличного спектакля, что является абсолютным ноу-хау.
Экспериментальный театр EYE (Минск) основан режиссером Дмитрием Мастяницей в 2001 году и работает преимущественно в жанрах пластического и форум-театра, ставит пиротехнические перформансы. Тем не менее, как и в случае с «ИнЖестом», в репертуаре присутствуют уличные постановки – «В космос!», «Дон Кихот». К особенностям труппы относятся использование сыпучих и жидких веществ, громоздких конструкций, минималистичных декораций и реквизита, а также присутствие сюрреалистичных элементов в спектаклях.
Творческое объединение «Мастерская впечатлений» (Минск) существует с 2009 года под руководством Виктора Коровая. Отличительная черта коллектива в том, что он занимается туристическими интерактивными анимационными программами. В творческом арсенале – более десятка программ, связанных как с определенной местностью, так и с историческими персоналиями Беларуси. Труппа использует аутентичные костюмы, элементы сценического боя, акробатики. Это, пожалуй, единственный коллектив, который работает на белорусском языке. В целом же «Мастерская впечатлений» наряду с «Лигой «Молния» (Гродно) и другими анимационными командами – представитель особого направления белорусского уличного театра.
Отдельного упоминания достойна набирающая популярность в Беларуси тенденция – живые статуи. Алексей Стукин (живая статуя «Золотой Режиссер», Минск), Алексей Кириевич (живая статуя Discoman, Минск), «Чердачный театр» (Минск), Яна Ворожун (живая статуя «Золотая пчелка» Минск), мастерская Living doll (Жлобин) работают в жанре, возможности которого только прощупываются артистами и публикой. Актер, имитирующий статую, вживается в образ определенного персонажа, например, исторического или фантастического. Пожалуй, это наиболее динамичный и мобильный жанр уличного театра, легко адаптирующийся под любые события и тематику.
И, наконец, не стоит забывать о самом ярком и зрелищном представителе уличного театра – файер-шоу. Работа с огнем очень опасна, но зрелищна. Она несет в себе сакральный смысл укрощения человеком стихии – очищающей, уничтожающей и непокорной. В данном жанре в Беларуси работает около десятка коллективов: «Плутовской театр ДиГриза», огненный цирк «Крэсіва», арт-проект Illizium, и другие.
Отрицать существование уличного театра как самостоятельного жанра театрального искусства невозможно. Его развитие в Беларуси – положительная тенденция. Наверняка в скором времени у нас появится и свой Центр уличных искусств. Пусть небольшой, компактный, который возьмет на себя роль координатора данного движения в Беларуси. На его базе будут проводиться международные воркшопы, встречи, обсуждения. Однако создание такой организации невозможно без государственной поддержки и определенного административного ресурса.