В Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь зрительские предпочтения оригинальностью не удивляют. Среди лидеров продаж – все три балета П.Чайковского: «Спящая красавица» (2001 г.) в постановке В.Елизарьева, «Лебединое озеро» в постановке А.Мессерера (1986 г.) и «Щелкунчик» в двух своих ипостасях, 1982 г., В.Елизарьева, и 2013 г. в постановке А.Тихомировой. С аншлагом всегда проходит и поставленный В.Елизарьевым в 1988 г. «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева.
Балет «Лебединое озеро»
Балет «Щелкунчик»
В данном случае можно сделать небольшой реверанс в сторону зрителя. При всей традиционности выбора, постановки-лидеры не страдают отсутствием художественной ценности и являются достойными спектаклями. Балеты Елизарьева – уже давно возведены в ранг высшего достижения белорусского балетного театра, а классика в Большом поставлена очень бережно, с максимальным сохранением оригинальной хореографии. Надо думать, что помимо прекрасной музыки, хореографии и безусловной зрелищности названных балетов немалую роль (может быть, и главную) в их популярности играет название, которое уже само по себе бренд, притягивающий публику.
Балет «Спящая красавица»
Балет «Ромео и Джульетта»
Лидеры оперного репертуара также довольно предсказуемы: это «Кармен» Ж.Бизе (2005 г., реж. М.Изворска-Елизарьева), а также вердиевские «Набукко» (2010 г.) и «Аида» (2011 г.) в постановке М.Панджавидзе.
«На название», в первую очередь, может покупаться и оперная аудитория, хотя здесь это правило не работает с той же безусловностью. Опера, по ряду причин, в Беларуси менее популярна, да и «Набукко» название куда более загадочное и менее известное широкой публике, чем, например, «Щелкунчик». Объективно же, названные оперные постановки являются если не самыми лучшими в репертуаре театра, то одними из лучших.
Опера «Кармен»
Достаточно традиционна, в хорошем смысле, «Кармен»: яркая и зрелищная, эта постановка к тому же не способна «травмировать» неподготовленного зрителя постмодернистским прочтением классики.
Опера «Аида»
Невероятно грандиозна «Аида», на которую можно ходить не только послушать, но и посмотреть декорации, воссозданные по эскизам Е.Чемодурова.
Опера «Набукко»
И, наконец, «Набукко», которая отличается не только технологичностью, но и довольно умеренной попыткой актуализации произведения Д.Верди путем проведения параллелей между библейскими событиями и событиями Второй мировой войны.
Белорусский государственный академический музыкальный театр, второй из двух музыкальных театров в стране, ни в коем случае не является тенью своего «Большого брата» и предлагает зрителям более обширный и демократичный репертуар, в котором можно найти и оперно-балетную классику, и оперетту, и современный мюзикл. У «Музкомедии» уже давно есть своя аудитория с вполне определенными предпочтениями.
В фаворитах у публики стабильно закрепились две постановки театра: рок-опера А.Рыбникова «Юнона и Авось» (2002 г., реж Е.Хандак) и мюзикл К.Брейтбурга «Голубая камея» (2011 г., реж. Н.Андросов).
Рок-опера «Юнона и Авось»
С выбором в пользу «Юноны» спорить сложно. Поставленный в чем-то как подражание хрестоматийной Ленкомовской постановке, этот спектакль хоть и не стал безусловным художественным достижением театра, но в начале 2000-х годов, когда в роли графа Резанова блистал А.Исаев, собирал залы. Теперь Резановы иные, а вот симпатии публики неизменны. На «Юнону и Авось» уже более 10 лет ходят, чтобы умилиться «Белому шиповнику», услышать знаменитое «Ты меня на рассвете разбудишь…» и повздыхать над трагической любовью, хоть постановка не только о любви.
Мюзикл «Голубая камея»
Второй любимец публики, мюзикл «Голубая камея» – настоящее дитя поп-культуры, приводящее зрителей в восторг, а некоторых критиков в ужас. Любовь-интриги-happy-end, писаные декорации и кринолины, брейк, не требующие особого интеллектуального напряжения тексты и музыка, возможно, и оскорбляют чье-то чувство прекрасного, но всегда обеспечивают полный зал и срывают аплодисменты.
Национальный академический театр имени Янки Купалы – первый профессиональный белорусский театр, посетить который считает своим долгом каждый, называющий себя культурным человеком.
Спектакль «Паўлінка»
Та же ситуация и с одним из самых популярных спектаклей, символом белорусского театра, – «Паўлінкай» Я.Купалы. Поставленная 70 лет назад режиссером Л.Литвиновым во время эвакуации театра в Томске, «Паўлінка» десятилетиями любовно хранится актерами и режиссерами театра, чтобы каждое новое поколение зрителей смогло прикоснуться к спектаклю, ставшему национальным культурным достоянием. Меняются исполнительницы главной роли, но неизменными остаются мизансцены, декорации, народные песни и танцы, щедро украшающие постановку, а также любовь зрителей.
Среди лидеров предпочтений публики также «Чорная панна Нясвіжа» А.Дударева (2000 г., реж. В.Раевский), «Пінская шляхта» В.Дунина-Мартинкевича (2008 г., реж. Н.Пинигин) и «Вячэра з прыдуркам» Ф.Вебера (2009 г., реж. Н.Пинигин).
Спектакль «Чорная панна Нясвіжа»
Трогательная «мистическая легенда» «Чорная панна Нясвіжа» – это красивый своей историей и визуальным решением поэтизированный рассказ о любви Барбары Радзивилл и короля Жигимонта-Августа, один из спектаклей «театра Валерия Раевского», и своеобразной «исторической трилогии» («Князь Вітаўт», 1997 г., «Чорная панна Нясвіжа», 2000 г., «Ядвіга», 2008 г.) с драматургией А.Дударева и сценографией Б.Герлована.
Комедия «Вячэра з прыдуркам»
Классическая комедия положений одного из ярчайших комедиографов ХХ века Ф.Вебера, «Вячэра з прыдуркам» радует не только своей непринужденностью и легкостью, но и замечательным актерским дуэтом В.Манаева и С.Журавля, а поставленная как фарс-водевиль «Пінская шляхта», один из лучших спектаклей Н.Пинигина за последние несколько лет, заставляет не только смеяться, но и задуматься над судьбой белорусского народа.
Спектакль «Пінская шляхта»
Зрители Национального академического драматического театра имени Максима Горького или, в просторечье, «Русского» театра делают свой выбор исключительно в пользу комедии во всех ее проявлениях. Самыми посещаемыми спектаклями театра являются «Укрощение строптивой» (2006 г., реж. В.Еренькова), «Идеальный муж» О.Уайльда (2008 г., реж. А.Кац), «Женихи» Н.Гоголя (2008 г., реж. В.Еренькова) и «Интимная комедия» Н.Кауарда (2012 г., реж. В.Еренькова).
Спектакль «Укрощение строптивой»
В «Укрощении строптивой» В.Еренькова немного «поиграла» с жанрами, в результате чего на свет появилось «драматическое произведение в жанре мюзикла». Строго мюзиклом, несмотря на обилие музыкальных номеров (композитор А.Ереньков) постановку и в самом деле назвать сложно, хоть и поют шекспировские герои (даже иногда шекспировские сонеты), и танцуют, и даже практикуются в восточных единоборствах. В спектакле «много всего» и именно это обилие, пожалуй, прельщает и радует сердце зрителя, также как роскошный венчальный наряд Катарины радует глаз.
Спектакль «Идеальный муж»
Контрастом «Укрощению» выступает сдержанный, стильный, в чем-то эстетский «Идеальный муж», в котором главенствует тонкий юмор и ирония О.Уайльда.
Спектакль «Женихи»
Яркое и динамичное сценическое воплощение Н.Гоголя отличает «Женихов», а в «свадебной лихорадке», царящей на сцене, легко узнаются современные реалии.
Спектакль «Интимная комедия»
«Интимная комедия» привлекает зрителей, в первую очередь, своей темой – вечной темой взаимоотношений мужчины и женщины. Герои любят и ненавидят, за бурными ссорами следуют не менее бурные и страстные примирения. Подается это блюдо под изысканным соусом из английского юмора и приправляется темпераментным исполнением С.Чекереса, А.Шпаковской и О.Лесной.
Поклонники Республиканского театра белорусской драматургии любят не только посмеяться, но и поплакать. Об этом свидетельствуют самые популярные у зрителей спектакли: «Тры Жызэлі» А.Курейчика (2013 г., реж. А.Гарцуев), «Адамавы жарты» по произведениям Ф.Олехновича и Л.Родевича (2010 г., реж. С.Науменко) и «Адэль» Е.Таганова (2001 г., реж. В.Дудин).
Спектакль «Тры Жызэлі»
«Тры Жызэлі» – это драма, основанная на событиях реальной жизни француженки Жизель Купес, которая волей судьбы большую часть своей жизни провела в белорусской деревушке Корзуны. Клиповость спектакля, в котором эпизоды полной надежд парижской юности Жизели сменяются безрадостными картинами жизни доярки-передовицы с мужем алкоголиком, а также некоторая неправдоподобность в деталях не мешают узнавать зрительницам в нелегкой женской судьбе француженки свою, а, значит, и искренне сопереживать героине. Точнее, героиням, ведь перед зрителем Жизель предстает в трех ипостасях: «весенней», «летней» и «осенней».
Спектакль «Адамавы жарты»
Остроумная, немного гротескная постановка «Адамавы жарты» тоже может заставить зрителя смахнуть слезу, правда, от смеха. В силу специфики отношений Ф.Олехновича и Л.Родевича с советской властью их произведения, как и сами авторы, долгое время были преданы забвению, но теперь герои их пьес, благодаря С.Науменко, обрели сценическую жизнь. Что ни говори, а природу не обманешь, – фольклорные мотивы и здоровый юмор постановки находят у зрителя самый живой отклик.
Спектакль «Адэль»
Такой же отклик вызывает, и декларация «Настоящая любовь и счастье возможны». «Адэль», еще один лидер зрительских симпатий, почти классическая love story, в которой своенравная невеста бизнесмена и немного уставший, потрепанный жизнью немолодой историк, пройдя по пути преодоления себя, своих страхов и предрассудков, находят счастье. Но не только обещание счастья привлекает в постановке: магнетизм и глубина исполнителей ролей Захарова и Христины И.Сигова и В.Буслаевой позволяет «держать» зал и заставляет некоторых зрителей возвращаться на спектакль снова и снова.
В Белорусский государственный театр кукол, к сожалению, чаще всего ходят только с детьми, хоть в репертуаре театра есть такие интересные постановки, как «Ладдзя Роспачы» по В.Короткевичу, «Венчание» В.Гомбровича и др. Тем не менее, в лидерах, как у детской, так и у взрослой публики спектакль, который отличается изобретательностью и эффектностью внешней формы – «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А.Линдгрен (2013 г.).
Спектакль «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
Режиссер А.Янушкевич и художник Т.Нерсисян создали постановку, где разность масштабов и форм подчеркивает отличие взрослого и детского миров, остроту их конфликта, а яркость цветов – жизнерадостность спектакля.
Спектакль «Красная шапочка»
Еще один любимец публики – «Красная шапочка» Е.Шварца (реж. А.Лелявский, худ.А.Фомина), которая стойко удерживает в своих кукольных ручках симпатии маленьких зрителей с 1986 года.
Предпочтения зрителей столичных театров, возможно, могут разочаровать тех, кто ратует за развитие театра, эксперимент, интеллектуальные постановки и прочие «безобразия», ведь среди фаворитов публики в большинстве случаев проверенная временем и знакомая по названиям классика, комедия и мелодрама, правда, в ряде случаев, лучших образцов и в достойном воплощении. Что ж, зрителя тоже можно и нужно воспитывать. Начнем? Занавес поднимается.