Свердловская музкомедия – не просто имя, а настоящий бренд, театр с «лица необщим выраженьем» из Свердловска, а ныне Екатеринбурга. Когда городу вернули историческое название, театр своего имени не изменил, поскольку слишком дорожил собственной историей, репутацией, традициями. Сегодня Свердловская музкомедия демонстрирует здоровые творческие амбиции. Во время гастролей минские зрители смогут это оценить.
За что же Свердловскую музкомедию уважают коллеги и любит публика? История в восемь с лишним десятилетий (театр основан в 1933 году) – это всего лишь три режиссерские эпохи. Нынешний творческий лидер, народный артист Российской Федерации Кирилл Стрежнев, возглавляет коллектив уже почти 30 лет, является автором более 50 постановок, около половины актерской труппы – его ученики, выпускники театрального института, где он руководит кафедрой музыкального театра.
Труппа умудрилась заработать за последние десять лет 17 высших театральных премий России «Золотая Маска» и престижную Премию Правительства Российской Федерации. В Екатеринбурге мировые премьеры новых мюзиклов случаются ежегодно, а иногда и чаще.
Свердловскую музкомедию часто называют театром-холдингом: кроме привычного творческого набора (солисты, хор, балет, оркестр), в коллективе присутствует еще и команда современного танца (знаменитый «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова), и известный на всю Европу ансамбль «Изумруд», и полноценная детская труппа, и свой «Хор Турецкого» (мужской вокал-бэнд «Нон соло»). Все это богатство едет в Минск: в гастролях примет участие без малого 240 человек!
Особенностей у театра много. Это и нескромное количество блестящих актеров (семь народных артистов Российской Федерации, 16 заслуженных, а лауреатов международных конкурсов – вообще не счесть), и неприличная молодость труппы, и гастрольная активность. Только за последние пять лет театр побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Крыму и Минске.
Разложим гастрольную афишу «по полочкам» и решим, какие именно спектакли пропускать нельзя ни в коем случае.
За красотой, или «Театральный блокбастер»
«ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ» – 5, 6 и 21 сентября
музыкальные хроники времен Империи
Музыкальные хроники времен Империи созданы композитором Сергеем Дрезниным и драматургами Михаилом Рощиным и Александром Анно на основе самых ярких станиц российской истории. Мировая премьера состоялась в Екатеринбурге 15 мая 2008 года. Этот мюзикл можно посмотреть только в исполнении екатеринбургских артистов.
«Екатерина Великая» – спектакль, с которым крайне сложно гастролировать, самый масштабный проект Свердловской музкомедии. Исторический сюжет мюзикла разворачивается при участии беспрецедентного количества персонажей: в спектакле занято 39 солистов, более 40 артистов хора и балета, а также большой оркестр. Для постановки сшито более 600 костюмов, 400 головных уборов и 250 пар обуви. Фантом Зимнего дворца высотой семь и шириной восемь метров прибудет в Минск на двух фурах.
Костюмы для спектакля, придуманные самым модным театральным художником Москвы Павлом Каплевичем, изготовлены из «пророщенной ткани будущего» – ноу-хау автора, технология, секрет которой принадлежит только его мастерам. Оценить красоту и необычную фактуру ткани можно только в театральном свете. Художник спектакля Владимир Мартиросов, ответственный за сценическое воплощение Зимнего дворца, использует редкий фокус театральной сценографии – эффект объемного кино с живыми артистами.
«Екатерина Великая» участвовала в Национальном театральном фестивале «Золотая Маска» и была удостоена двух премий: «Лучшая женская роль» (Мария Виненкова) и «Лучшая работа художника по костюмам» (Павел Каплевич).
За хорошим настроением, или «Народная комедия»
«ТЕТКА ЧАРЛИ» – 7, 16 и 26 сентября комедия-фарс
Сюжет о студенте из Оксфорда, который по воле обстоятельств вынужден изображать тетку своего друга, приехавшую из Бразилии, рождает массу комических и курьезных ситуаций. Его сочинил английский драматург Брэндон Томас в 1892 году, а пьесу постигла немыслимая слава. Режиссер и первый исполнитель роли подложной тетушки англичанин Сидни Пенли сделал на спектакле целое состояние. Из-за трудностей с переводом в первом русском издании пьесу назвали «Тетка Чарлея», но более корректный вариант – «Тетка Чарли». Статус народной комедии в России пьеса получила благодаря экранизации 1975 года под названием «Здравствуйте, я ваша тетя» с Александром Калягиным в главной роли.
Спектакль с очаровательной музыкой Оскара Фельцмана, который увидит Минск, поставил главный режиссер театра Кирилл Стрежнев. Как и в лучших образцах кино, исполнители здесь подобраны идеально: они так молоды и хороши собой, что с ними не захочется расставаться. Именно актерский ансамбль – талантливый, заразительный, азартный – это то, что надо для стопроцентной комедии. Рекомендовано всем.
«WWW.СИЛИКОНОВАЯ ДУРА.NET» – 17, 18, 24 и 25 сентября, reality-мюзикл.
Мировая премьера реалити-мюзикла состоялась в Екатеринбурге в 2007 году. Спектакль участвовал в фестивале «Золотая Маска» и получил премии в номинациях «Лучшая работа режиссера» (Кирилл Стрежнев) и «Лучшая работа дирижера» (Борис Нодельман).
Первое впечатление от названия – недоумение, но спектакль не просто так побил все рекорды популярности. Эпатажное заглавие – как доказательство от противного, за ним скрывается трогательная и трепетная история любви.
Возраст актеров, занятых в постановке, по замыслу постановщиков, должен быть практически равен возрасту их персонажей, и именно поэтому недавно пришлось проводить новый кастинг на роли главных героев.
Учитывая остросатирические сцены, в которых школьный педсовет представлен в комическом ключе, спектакль боялись показывать учителям. Но показ состоялся – и без скандала!
На занавесе спектакля вы увидите фото реальных людей, екатеринбургских школьников и студентов.
Рекомендован мюзикл в первую очередь людям от 14 до 25. Но острый, полный коллизий сюжет из жизни нынешних старшеклассников, их учителей и родителей будет интересен не только поколению next, но и любому другому зрителю, окончившему школу. В России и Беларуси среднее образование обязательно, так что потенциальная аудитория выходит довольно большой.
За чувствами, или «Эталон романтики»
«АЛЫЕ ПАРУСА» – 11, 19, 23 сентября, мюзикл
Поговаривают, Свердловская музкомедия – любимый театр Максима Дунаевского, что очень похоже на правду: вдохновенную историю об Ассоль и Грее маэстро лично дописывал и редактировал специально для постановки в Екатеринбурге. И не прогадал, после уральской премьеры «Алые паруса», словно наполнившись творческим ветром, понеслись по городам и весям: за три года в театрах России и стран СНГ спектакль был поставлен более десяти раз.
Либретто мюзикла по мотивам новеллы Александра Грина написали известные московские драматурги Михаил Бартенев и Андрей Усачев. И если у Грина история Ассоль – это красивая сказка, то спектакль, поставленный Кириллом Стрежневым, выглядит романтической драмой со счастливым концом (финал, к слову, после премьеры изменялся четырежды).
В мюзикле заняты молодые звезды театра, танцоры «Эксцентрик-балета» Сергея Смирнова и юные воспитанники детской студии. Рекомендовано зрителям от 14 и старше.
За сказкой, или «Образцовый спектакль для всей семьи»
«КОШКА» – 12, 13, 20, 26 и 27 сентября, космический мюзикл
Каким должен быть хороший детский спектакль? Таким же, как и спектакль для взрослых, только лучше! Костюмы – ярче, история – веселее, артисты – заразительнее, музыка – мелодичнее.
Сюжет повторяет фабулу знаменитой сказки Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», но пересказ здесь не буквальный – в знакомой истории ждут сюрпризы. Например, режиссер спектакля Кирилл Стрежнев, кажется, уверен, что удивительные существа, которых мы зовем кошками, – посланцы иных миров. И дети верят, им нравится веселая, динамичная, красочная сказка. А взрослым нравится все, что нравится их детям.
Для самой главной роли исполнителя найдут уже в Минске: театру необходим смелый и обаятельный котенок, без которого эту сказку рассказать невозможно.
За атмосферой бродвея, или «Спектакль, от которого щемит сердце и расправляется душа»
«СКРИПАЧ НА КРЫШЕ» – 9 и 15 сентября, мюзикл
Спектакль Свердловской музкомедии – это лицензионная постановка одного из самых знаменитых мюзиклов Бродвея, созданного композитором Джерри Боком и либреттистами Джозефом Стайном и Шелдоном Харником по мотивам повести Шолома-Алейхема «Тевье-молочник». Обратившись к правообладателям, театр получил возможность собственного взгляда на это легендарное произведение – с оригинальным режиссерским решением (Кирилл Стрежнев), сценографией (Сергей Александров) и хореографией (Гали Абайдулов).
Российский зритель знает и любит историю Тевье – благодаря как голливудской экранизации мюзикла, так и блистательной пьесе Григория Горина «Поминальная молитва», с 1989 года обошедшей все драматические подмостки страны. Мюзикл «Скрипач на крыше» в русском переводе Полины Мелковой также активно ставился в музыкальных и драматических театрах, но все эти постановки, оказалось, были далеки от оригинала.
За эпатажем, или «Откровенный разговор о «чувстве могучем, как мир»»
«ЯМА» – 8 и 14 сентября, мюзикл по повести Александра Куприна
Повесть «Яма» – жесткая, реалистичная и откровенная – неожиданный материал для создания мюзикла, который по заказу театра написан композитором Сергеем Дрезниным и московским драматургом Михаилом Бартеневым. Постановку осуществила та же команда, что создала и «Екатерину Великую»: режиссер Нина Чусова (Москва), художник Павел Каплевич (Москва) и хореограф Татьяна Баганова (Екатеринбург). За счет их фантазий жесткая история обрела обаяние кабаре и неповторимую стилистику немого кино.
Эпатажная повесть Куприна о представительницах древнейшей профессии, переложенная на язык музыкальной драмы, – это яркий, стильный и обезоруживающе трогательный спектакль. В его музыке переплетаются джаз, рок, баллада и романс. Сюжет развивается в доме на Ямской, где дружное семейство красавиц во главе с колоритной хозяйкой каждую ночь принимает гостей. Отчаянная Тамара, трогательная Соня, бесстрашная Женька и наивная Люба втайне пытаются найти счастье за его стенами.
Мюзикл «Яма» – спектакль о любви, о страшных, губительных и не всегда обратимых последствиях ее полного отсутствия. Рекомендован только взрослым зрителям.