За надеждой
В заброшенном горном монастыре где-то на Балканах стирается грань между сумасшествием и нормальностью, реальностью и фантазией. И уже не разобрать, кто более адекватен – доктор, сбежавший сюда от своих нерешенных экзистенциальных проблем, или отставной советский полковник, муштрующий обитателей психиатрической клиники. В постановке Сергея Анцелевича «Полковник-птица» смешное соседствует с серьезным, до странности обыденное – с абсурдным. Но, самое главное, этот задающий ряд вопросов спектакль дает надежду и вдохновляет. Кто знает, может, у каждого из нас найдется свой «Полковник-птица», который поможет поверить в себя, найти свое место и цель в жизни. И тогда невозможное станет привычным.
Когда: 3 апреля
Где: Белорусский государственный молодежный театр
Билеты: 65 000 – 95 000 рублей
За памятью
«Чарнобыльская малітва» – спектакль-реквием, спектакль-памятник, спектакль-призыв вспомнить и не забывать. Проза Светланы Алексиевич, ожившая на сцене. Тень трагедии, в которой мы живем уже почти 30 лет. Слезы боли и воспоминаний.
Ежегодно в годовщину аварии на ЧАЭС на сцене РТБД можно увидеть «Чарнобыльскую малітву». Это событие уникальное, и не только из-за редкости показа спектакля или устоявшейся традиции. Знаковость фигуры Светланы Алексиевич, со страниц книг которой впервые прозвучала не официальная, а живая правда, переоценить сложно. Но на театральных подмостках та же «Чернобыльская молитва» – очень редкий гость. Кроме спектакля РТБД можно назвать только постановки любительских коллективов из Краснополья и Бреста («Крылы Халопа»). Поэтому советуем поторопиться и купить билет на «Чарнобыльскую малітву», ведь следующего показа придется ждать, скорее всего, год.
Когда: 26 апреля
Где: Республиканский театр белорусского драматургии
Билеты: 95 000 рублей
За романтикой
За трогательными чувствами и сильными страстями советуем отправиться на балет «Ромео и Джульетта». Со времени постановки в 1988 году самая печальная повесть на свете не стала ни на йоту менее печальной и прекрасной. Гениальная музыка Сергея Прокофьева, приводившая более 70 лет назад артистов балета в ужас как абсолютно нетанцевальная, вдохновила Валентина Елизарьева на создание замечательного спектакля. Красота и чувственность дуэтов Ромео и Джульетты соседствуют в нем со зловещей пластикой персонифицированной Вражды, а виртуозность жизнерадостных вариаций Меркуцио – с величавой статуарностью танцев на балу у Капулетти. Знакомая всем со школьной скамьи история, рассказанная языком хореографии, все еще покоряет искренностью и пронзительностью. Изысканная роскошь и красота костюмов, ненавязчивая метафоричность сценографии и, конечно, прекрасная музыка – вот еще несколько поводов купить билет.
Когда: 5 апреля
Где: Национальный академический Большой театр оперы и балета
Билеты: 30 000 – 900 000 рублей
За радостью
Выходной можно сделать ярче и интереснее, если пойти всей семьей в театр. И в этом деле главное – правильно выбрать постановку. На спектакле «Волк и семеро козлят» скучать не будут ни дети, ни родители. Знакомая даже дошколятам сказка в постановке Александра Янушкевича приобрела выразительный игровой и развивающий характер. Актеры взаимодействуют с маленькими зрителями и, рассказывая историю о козлятах и страшном волке, учат детишек счету, буквам и другим вещам. Несмотря на то что спектакль в афише обозначен как постановка для детей от трех лет, на него все-таки стоит приводить ребят постарше. Не лишним перед посещением театра будет рассказать саму сказку, чтобы вместе с ребенком радоваться изобретательности режиссера и художника.
Когда: 12 и 25 апреля
Где: Белорусский государственный театр кукол
Билеты: 49 000 рублей
За именем
Русская классика в постановке одного из самых известных современных режиссеров Камы Гинкаса в Минске. Спектакли Московского ТЮЗа «Леди Макбет нашего уезда» и «Скрипка Ротшильда» – рассказы о несвободе, безысходности, бессмысленном существовании, убивающем все человеческое в человеке. В них можно увидеть и ошеломляющее своей глубиной философское исследование на основе произведений Чехова и Лескова, и беззастенчивое обнажение самых уродливых сторон жизни. В любом случае это спектакли не для того зрителя, который приходит на постановку отдохнуть и развлечься. Но посмотреть их определенно стоит, чтобы составить свое представление о Гинкасе и современном русском театре.
Когда: 22–23 апреля
Где: Центральный дом офицеров
Билеты: 415 000 – 1 515 000 рублей
За нескучной классикой
Можно ли сделать настоящую комедию из пьесы с самоубийством в финале? Можно ли поставить Чехова в кукольном так, чтобы режиссеры драматических театров завистливо поджимали губы, а критики благодушно улыбались? «Чайка. Опыт прочтения» Алексея Лелявского убедительно отвечает: «Да!» – на оба вопроса. Главными героями спектакля, как и положено, являются куклы. Смешные, с нарушенными пропорциями, они визуально воплощают комедийность характеров и ситуаций. Матроски и соломенные шляпы актеров передают настроение очаровательного дачного безделья. Все это вместе с глубиной драматургии Чехова, изобретательностью режиссуры и мастерством исполнителей создает отличную постановку, от которой получит удовольствие даже человек, случайно попавший на спектакль.
Когда: 17 апреля
Где: Белорусский государственный театр кукол
Билеты: 44 000 рублей
Еще одну оригинальную вариацию на классические темы осуществил в прошлом году в Купаловском петербургский режиссер Анатолий Праудин. Его выбор пал на мольеровского «Дон Жуана». Соскоблив с нетленного творения налет дидактики и морализаторства, режиссер расставил свои акценты. И «Дон Жуан» превратился в нескучный и удивительно актуальный спектакль. На сцене выразительным и доходчивым языком ведется речь о простых истинах, не потерявших своей ценности со времен Мольера.
Даже если концепция режиссера и покажется вам не слишком удачной, а игра первого красавца театра Павла Харланчука не впечатлит, вы все равно не разочаруетесь. В «Дон Жуане» есть на что посмотреть, хоть в нем и отсутствует традиционная красивость. В сторону сценографа Алексея Порай-Кошица вообще вряд ли кто-нибудь захочет бросить камень. Так что на «Дон Жуана» можно отправиться хотя бы для того, чтобы увидеть, как минимальными средствами можно создать стильный и не лишенный смысла визуальный образ спектакля.
Когда: 14 апреля
Где: Национальный академический театр им. Янки Купалы
Билеты: 75 000 – 195 000 рублей