За современностью
Если вопросы вроде «Что такое свобода и где ее границы?» прочно засели в голове, постановка Натальи Левановой «По имени Господин» – для вас. Является ли избавление от жизни по чужим правилам, зависимости от желаний других прямым путем в свободе? Каждый ищет свой способ достижения счастья, у кого-то он может быть доведен до абсурда. Спектакль заставляет взглянуть в лицо реальности. Он не прольет свет на вопросы бытия, а может, и добавит новые, но равнодушным однозначно не оставит.
Интервью с режиссером Натальей Левановой и показ спектакля в рамках II Лаборатории режиссерских проектов ЦЭР.
Когда: 2 марта
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Билеты: 85 000 рублей
«Не ищите здесь глубинного смысла, а то вдруг найдете», – предупреждает постановщик перформанса «Один в квадрате» Ольга Лабовкина. Но искать стоит, как бы сложно это ни показалось. Правда, для начала необходимо избавиться от иллюзии, что идеи, смыслы и образы выстроятся перед вами рядами, а также от позиции «непонятно – значит плохо». Если заниматься самообразованием лень, можно хотя бы попытаться открыть сознание чему-то новому и попробовать смотреть и узнавать простые истины о жизни, масках, которые мы носим, наших страхах и желаниях, заключенные в непривычную форму.
Интервью с Ольгой Лабовкиной о понимании современного танца и впечатления зрителей от перформанса «Один в квадрате».
Когда: 24 марта
Где: Республиканский театр белорусской драматургии
Билеты: 165 000 рублей
За именем
Имя Романа Виктюка знакомо даже людям, далеким от театра. А в Минске его при желании могут считать почти родным. Театралы со стажем наверняка помнят, что в 1982 году на сцене столичного театра Музкомедии «великий и ужасный» режиссер поставил «Горе от ума». В марте Театр Романа Виктюка привезет в Минск спектакль «Несравненная». Постановка о «величайшей плохой певице» Флоренс Фостер Дженкинс наполнена множеством метафор и сюрпризов, главным из которых является исполнение роли Флоренс мужчиной.
Когда: 19 марта
Где: КЗ «Минск» (большой зал)
Билеты: 370 000 – 860 000 рублей
За неожиданностью
Камбэки бывают удачными нечасто. Но повторное обращение Бориса Луценко к пьесе Макаенка «Затюканный апостол» – счастливое исключение из правила. Режиссер не стал повторять свой спектакль, показанный в Купаловском театре в 1971 году, а создал на основе классического произведения совершенно новую и неожиданную постановку «Оракул?..». В динамическом и выразительном спектакле, который не портят даже ярко-красные бабушкины диваны и надрывные крики, много музыки, юмора и сюрпризов. Например, темпераментные танцы Папы и Мамы под «Половецкие пляски» Бородина или ожившая надувная женщина. Любителям легких и приятных спектаклей это наверняка придется по душе. А зрители повзыскательнее без труда найдут за внешней выразительностью целый пласт актуальных проблем и смыслов. Плюс прекрасное соло Владимира Глотова, для которого роль Малыша стала по-настоящему звездным часом.
Когда: 4 марта
Где: Национальный академический драматический театра им. М. Горького
Билеты: 65 000 – 105 000 рублей
За красотой
Балеты Бориса Эйфмана нельзя не любить. Они интеллектуальны, эмоциональны, драматичны. Масштабность тем и личностей, произведений, к которым обращается балетмейстер, поражает. Это Чайковский, Мольер, Павел І. Это «Братья Карамазовы», «Анна Каренина» и «Евгений Онегин». Из всех искусств балет, наверное, ближе всего к скульптуре, и нет ничего удивительного в том, что в репертуаре театра Бориса Эйфмана появился «Роден». Но, как всегда в постановках хореографа, это не просто рассказ о взаимоотношениях великого скульптора и его ученицы Камиллы Клодель. Это балет-исследование личности Художника, его пути и самого творческого процесса, прекрасного и мучительного. Не ждите традиционной балетной красивости и приятных эмоций – только чистая гармония хореографии и погружение на самое дно человеческой психики.
Когда: 7 марта
Где: Национальный академический Большой театр оперы и балета
Билеты: 1 250 000 – 2 200 000 рублей
За премьерой
Какой должна быть чеховская «Чайка» сегодня? Над вопросом задумались сразу в двух минских театрах. И если в Купаловском ответ Николай Пинигин готовится дать 20-22 марта, то в Молодежном питерский режиссер Искандер Сакаев предложил свой вариант еще в декабре.
Немного неожиданный и хулиганский спектакль заставит ретроградов хвататься за головы и уходить в антракте, а юных Треплевых, искателей «новых форм», – радостно смеяться и аплодировать. «Чехов. Комедия. Чайка», как следует из названия, конечно, комедия. Все герои в ней – почти доведенные до абсурда забавные типы, от невротика Треплева до нимфоманки Полины Андреевны. Правда, комические маски они, как настоящие оборотни, осенним вечером сменяют на трагические. И весь комедийный настрой, как и избыток Чехова в спектакле, с началом второго действия тонет в колдовском озере из черного целлофана прямо на глазах у изумленной публики, получившей вместо одного спектакля два – комедию в первом действии и драму во втором.
История постановок пьесы «Чайка» с рецензией на спектакль «Чехов. Комедия. Чайка».
Когда: 20 и 29 марта
Где: Белорусский государственный молодежный театр
Билеты: 70 000 – 110 000 рублей
Кажется, что понятия «музыкальная комедия» и «война» по определению несовместимы. Но это иллюзия. Брехтовская «Матухна Кураж і яе дзеці» «Театра Ч» в постановке Михаила Лашицкого сумеет вас переубедить. Под музыку, создающую легкое настроение, непринужденно ведется разговор о совсем невеселых вещах. На сцене – ставшая обыденностью война, которая больше напоминает игру в солдатики: скорее смешная, чем страшная. Но, как и в жизни, жертв она требует настоящих. В приподнятой атмосфере спектакля зрителям, воспитанным на традиции психологического театра, возможно, будет сложновато поверить в то, что смысл происходящего на самом деле вполне серъезен. Поэтому для сомневающихся предлагают расставляющий точки над «і» патетический финал. Пусть и не брехтовский, но очень ясно утверждающий: война – это зло.
Рецензия на спектакль «Матухна Кураж і яе дзеці».
Когда: 9 марта
Где: ДК Профсоюзов
Билеты: 50 000 – 350 000 рублей
За открытиями
Заслуженный любимец критиков и флагман театрального искусства Беларуси – кукольный театр – не избалован вниманием широкой аудитории. Хотя на сцене ведется непрерывный поиск и показываются как экспериментальные, так и вполне традиционные спектакли для зрителей всех возрастов. Кукольники с завидным постоянством радуют постановками, которые часто становятся едва ли не самыми яркими событиями сезона. В этом месяце обойти их стороной было бы преступлением, ведь 21 марта отмечается Международный день театра кукол.
Счастливым родителям стоит обязательно купить билеты на гастрольные спектакли Могилевского областного театра кукол в Минске – «Самый маленький самолет на свете» и детский детектив «Похищение сокровищ» в постановке яркого молодого режиссера Игоря Казакова.
Одна из лучших постановок «Трех сестер» Чехова в Беларуси, как ни странно, идет на сцене кукольного театра. «Драй швестерн» Алексея Лелявского у неподготовленного зрителя может вызвать несварение хотя бы своим хронометражем, способом обращения с классикой и немного экстравагантными образами героев, чем-то напоминающих кукол. Населенный ими хрупкий мир красоты и надежд, игрушечный дом с геранями на подоконниках – прошлое, безжалостно вытесняемое грубой жизнью и Наташами. И даже призрачная Москва, как мечта о спасении, тает на горизонте под смачный хруст соленого огурчика. Ведь от реальности и от себя сбежать невозможно ни сегодня, ни сто лет назад. «Драй швестерн» – спектакль для тех, кому еще нужны доказательства права театра кукол на серьезную драматургию.
Когда: 10-15 марта, 19 марта
Где: Белорусский государственный театр кукол
Билеты: 34 000 рублей, 44 000 рублей
Легким на подъем театралам можно поехать в Гродно, чтобы получить удовольствие от «Пиковой дамы» в постановке Олега Жюгжды. «Мистическая мистификация» представляет собой исследование феномена игры и виртуозную интерпретацию литературного и музыкального произведений, облеченные в изящную форму. При кажущейся простоте и прозрачности «Пиковая дама» обладает самым важным свойством: заставляет не отрываясь смотреть на сцену, забывая о реальном времени и пространстве.
Когда: 10 марта
Где: Гродненский областной театр кукол
Билеты: 80 000 рублей
За событием
Поезжайте в Могилев на юбилейный X Международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт». В последнюю декаду марта городские театральные площадки отдадут для эксперимента и дерзания молодых. Среди 19 спектаклей, представленных на фестивале, сложно и не нужно искать фаворита, но мы бы посоветовали обратить внимание на постановку Василия Бархатова «Коварство и любовь», киевский вариант «Мамаши Кураж» («Кураж»), в котором герои не произносят ни слова, белостокского «Шекспира» и спектакль Центра им. В. Мейерхольда «Однажды все мы будем счастливы».
Когда: 21-27 марта
Где: Могилевский драматический театр, Могилевский областной театр кукол, КЗ «Могилев»
Билеты: 70 000 — 250 000 рублей