Стали известны номинанты IV Республиканского конкурса театрального искусства «Национальная театральная премия». В итоговый список вошел 21 спектакль — работы театров со всей Беларуси. Лауреаты премии будут названы в четырех основных номинациях: «Драматический театр», «Музыкальный театр», «Кукольный театр» и «Театр для детей и юношества». Дополнительно будут определены исполнители лучшей мужской и лучшей женской роли. Торжественная церемония вручения премии пройдет в ноябре или декабре нынешнего года. «Культпросвет» пообщался с экспертами театра и узнал, что они думают об отобранных номинантах и устройстве Национальной театральной премии.
Номинация «Театр драмы»
Татьяна Орлова, театральный критик, член отборочной комиссии театра драмы
О Национальной театральной премии
Я категорически не согласна с нынешним положением театральной премии, которое исключило номинации «Лучший режиссер», «Лучший сценограф», «Лучший композитор», «Лучший хореограф» и другие. Потому что сегодня совершенно невозможно представить театральный спектакль без крепкого режиссера и сценографа, они его определяют. Исключить из премии их работу не очень профессионально со стороны тех, кто составлял это положение. Это отход от мировых стандартов в проведении театральных премий. А ведь перед нами сегодня много удачных образцов, за пример можно взять и «Золотую маску». Когда мы рассматривали спектакли, мы первым делом спрашивали: «А кто режиссер? А кто сценограф?» Сокращение номинаций — главный недостаток премии. Но эта премия нам, безусловно, нужна. Потому что театральное искусство не избаловано наградами, оно существует в очень жестких условиях.
О номинантах
Спектаклей было представлено много — 26, из них в список номинантов вошли восемь работ. Первое место по тайному голосованию членов комиссии получил спектакль Могилевского театра «Крейцерова соната». Я видела его, и мне кажется, что это не только очень интересная режиссерская работа, но и прежде всего — открытие новой актерской индивидуальности — исполнителя главной роли Ивана Труса. Мы приобрели хорошего молодого актера.
Следующие по количеству голосов комиссии — спектакли «Песняр» Русского театра и «Чайка» Купаловского. «Чайку» Николая Пинигина я не считаю высшим достижением Купаловского театра. Думаю, что Купаловский не столь силен в прочтении произведений Чехова. У этого театра есть другие плюсы, и ему надо бы больше заниматься белорусской драматургией, продвигать ее на более высокий уровень. «Песняр» — произведение, возникшее на волне народной любви к Мулявину. В спектакле звучит много его песен, хотя мне кажется, что сценарий к нему (не назову это пьесой) не отражает личность самого Мулявина. Там много надуманных поворотов и вещей, но это мое личное мнение.
В этом году на Национальную театральную премию прошел совершенно неожиданный спектакль — это «Пинская шляхта» Полесского драматического театра. Таким молодым театрам, выросшим в профессиональные из любительских коллективов, всегда очень трудно соперничать со столичными. Но спектакль Виталия Борковского — очень серьезное произведение, которое совершенно по-другому открывает известную пьесу, — на равных соперничает со спектаклями столицы. Эта работа абсолютно отличается, к примеру, от хорошего спектакля Николая Пинигина «Пинская шляхта», поставленного на сцене Купаловского. Это очень красивая народная трагедия, сделанная на профессиональном уровне.
«Иллюзии» и «Мабыць?» — экспериментальные спектакли, рассчитанные на молодежь. Эти работы открывают то, чего сегодня больше нет в программе отбора на Национальную премию, — взгляд на современных людей. «Мабыць?», сделанный в жанре вербатима, предлагает очень эмоциональный и горячий разговор о том, кто он такой — белорус. «Иллюзии» со скромной и достойной игрой молодых актеров размышляет о том, что такое любовь, — это самая вечная тема. Спектакль сделан очень изящно и тонко.
Как мне кажется, премия представила довольно полную картину белорусского драматического театра, показала все лучшее из того, что было выдвинуто. Может, некоторым театрам стоило выдвигать и по два спектакля, они имели на это право. Но почему-то все представили по одному.
Номинация «Театр кукол»
Надежда Яковлева, театровед, художник
О Национальной театральной премии
Мне кажется, в предыдущие года независимое голосование кандидатов от всех театров по списку отобранных спектаклей показывало довольно объективную картину состояния театрального искусства Беларуси. Другое дело — сам этот список. Всегда есть ощущение, что кого-то не заметили, недооценили, особенно из регионов.
Сокращение номинаций в этом году удивляет: очень мало, очень странно. А режиссеры, а художники? Хотя в какой-то мере я понимаю искания организаторов и коррекцию таблицы номинаций. Хотелось бы, чтобы Беларусь имела свой внутренний крупный театральный конкурс, участие в котором было бы почетным. Надеюсь, после подведения итогов четвертой НТП уточнение списка номинаций продолжится. На мой взгляд, для нашей небольшой страны не очень подходит традиционно-жанровое разделение на группы. Оно более уместно на просторах России, в случае «Золотой маски».
О номинантах
Театр кукол опять не подвел, несмотря на то что Белорусский государственный театр кукол бойкотировал форум (к сожалению, «Птицы» и «Интервью с ведьмами» не примут в нем участие). Но и те три спектакля, которые есть в списке, представят достойную программу от кукольников.
Стилистически они очень разные. «Визит старой дамы» — это игра гротескных масок. Значится как трагикомедия, но может напомнить и психологический триллер. Спектакль «На дне» строго выдержан в рамках своего вида: там участвуют в основном гипернатуралистические куклы необычной конструкции, которая дает огромные возможности для экспрессивной пластики. Горьковские реалии будто пронизывают земное время насквозь, а действие, которое относиться лично к каждому зрителю, разворачивается и в прошлом веке, и в постапокалиптическом мире будущего. «Фро» — нежный, лирический спектакль. Несмотря на то что на сцене чуть ли не оживают советские плакаты, а тела актеров срастаются с картоном, главными все равно остаются трогательные планшетные куклы марионеточных пропорций.
Номинация «Театр для детей и юношества»
Надежда Бунцевич, театральный и музыкальный критик (газета «Культура»), член отборочной комиссии театра для детей и юношества
О Национальной театральной премии
Сегодня Национальная премия выглядит дополнительной государственной поддержкой двум театрам — Музыкальному и Большому, которые по-прежнему конкурируют сами с собой в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший спектакль балета» и «Лучший спектакль музыкального театра». При том что драматические театры соревнуются по-настоящему (теперешний конкурс — семь спектаклей на одно призовое место), наш Большой предлагает членам жюри определить сразу две свои лучшие (на фоне чего?) премьеры: оперу (одну из трех) и балет (один из двух). Музыкальный театр — поскромнее: всего один спектакль из двух. При этом выставляются не всегда лучшие! Мне, к примеру, было странно не увидеть среди возможных номинантов мюзикл «Шалом алейхем! Мир вам, люди!», который мог бы претендовать и на лучшую постановку по произведению белорусского автора, а именно — композитора Олега Ходоско.
Подобных странностей не избежать, если театры выдвигают сами себя (или, напротив, принципиально не выдвигают, из-за чего среди детских спектаклей не фигурировал столичный кукольный «Волк и семеро козлят» режиссера Александра Янушкевича, а среди музыкальных — «12 стульев» театра Г. Гладкова «Территория мюзикла»). Много раз вносились предложения посылать экспертов на премьеры по республике, что сняло бы эти вопросы, но статья расходов на такие поездки по-прежнему отсутствует. Впрочем, режиссер может приглашать критиков за свои кровные, а это, честно признаться, ставит всех в сомнительное положение.
То, что среди номинаций исчезли лучшие работы режиссеров, художников, композиторов и хореографов, было вызвано, вероятно, желанием сэкономить деньги. Но в таком случае было бы логичней объединить оперы, балеты и мюзиклы в одну номинацию «Лучший музыкальный спектакль». Кстати, при такой формулировке («музыкальный спектакль», а не «спектакль музыкального театра», как сейчас) в этой номинации соревновались бы не только Большой театр и Музыкальный, но и драматические, поставившие музыкальные спектакли. Тот же «Песняр» в Национальном театре им. М. Горького, а также Национальный академический народный оркестр им. И. Жиновича, подготовивший уже несколько театрализованных проектов. Только и критерии должны быть соответствующими, не по принципу «кто больше денег вложил».
Это ущемление прав музыкальных театров? Да. Но гораздо меньшее, чем в Национальной музыкальной премии, которая почему-то распространяется только на область эстрадного искусства. Получается, что тот же мюзикл у нас это не эстрада. А фрагмент мюзикла на эстрадном конкурсе это уже почему-то эстрада. Так что некоторые проблемы театральной премии растут из музыкальной. Разве не так?..
О номинантах
Отборочная комиссия номинации «Театр для детей и юношества» оказалась, пожалуй, самой строгой: из восьми выдвинутых спектаклей (два драматических, два музыкальных, четыре кукольных) прошли лишь три, и все кукольные. Но не потому что они, как говорится, взяли количеством. Голосование было закрытым и абсолютно прозрачным. Результаты лично я считаю не просто справедливыми, но и во многом показательными. Ведь сегодня все самое интересное, передовое, экспериментальное и новое по тематике, эстетике и приемам происходит у нас именно в театрах кукол, и лишнее доказательство тому — работы наших постановщиков на российской «Золотой маске».
При отборе на белорусскую Национальную премию единодушное «за» получили два спектакля: «Самый маленький самолет на свете» из Могилева (реж. Игорь Казаков) и «Вялікі змей» из Гродно (реж. Олег Жюгжда). Объединяет их то, что оба предназначены для семейного просмотра. В их основе — не традиционные сказки с четким разделением героев на хороший-плохой, а истории, я бы сказала так, о взрослении и еще о многих очень важных жизненных и философских вещах, о которых и должны говорить взрослые с детьми — и не только после спектакля. Третьим выдвинутым на премию спектаклем стал насыщенный цирковыми элементами «Горад клоўна Піка» из Витебска (реж. Михаил Климчук), который может претендовать на приз за лучшую мужскую роль.
Почему не прошли другие спектакли? Смешно, но вся процедура отбора происходила на основании видеозаписей, причем демонстрировались они пунктирно: чуть-чуть сначала, потом перемотка, потом еще чуть-чуть — и так до конца. Потеряв два часа на просмотре, я попросила диски тех спектаклей, которых не видела живьем. Почему DVD сразу не раздавали членам комиссии, как это было когда-то? Вероятно, не надеялись на честность: мол, вдруг не посмотрят, а проголосуют, что называется, не глядя. Но все равно голосование состоялось лишь на следующем заседании, где комиссия собралась немного в другом составе. И, соответственно, кто-то был вынужден принимать решение не глядя, поверив остальным.
«Синей птице» ТЮЗа не хватило буквально одного голоса. В первую очередь из-за неудачной видеозаписи, где преобладали крупные планы, в то время как общая картина там намного интереснее. Но я голосовала против по другой причине: из сказки Метерлинка ушла ее философская сущность, осталась лишь прекрасная демонстрация богатых возможностей театра после его реконструкции.
«Морская невеста» из Слонима (реж. Виктория Михальчик) показалась тоже эдакой демонстрацией светотехники и костюмов, только на местно-дискотечном уровне. Там есть режиссерская находка — постоянные, а потому несколько надоедливые движения кистей рук-плавников у артисток, изображающих подводных героинь. Но главная претензия — к самому выбору пьесы.
Кукольный «Кот в сапогах» из Молодечно (реж. Николай Андреев) — прекрасный репертуарный спектакль, который неизменно будет собирать залы. Но для выдвижения на премию от него хочется чего-то большего: какого-то творческого открытия, выхода в новое измерение. То же самое можно сказать и о «Приключениях Кая и Герды» нашего Музыкального театра (реж. Валерия Чигилейчик).
Я голосовала за оперу «Доктор Айболит», в которой режиссер Михаил Панджавидзе придумал массу интересных ходов, особенно для взрослых. В целом спектакли Музыкального и Большого воспринимались членами комиссии как нечто чужеродное: мол, у этих театров есть отдельные номинации, в которых им конкурировать не с кем, премия и так запрограммирована, так зачем же выдвигать их еще и тут?
Номинация «Музыкальный театр»
Денис Мартинович, театральный критик, журналист, кандидат исторических наук
О Национальной театральной премии
По правде говоря, в организации Национальной театральной премии преобладают минусы. Первый — механизм выдвижения спектаклей. В корне неправильно, что спектакли у нас выдвигаются театрами, они должны выдвигаться критиками. Как могут театры объективно судить о своей продукции? Практика прошлых лет показывает, что в основном отбираются спектакли, созданные главными режиссерами, художественными руководителями театров. Другие же работы в репертуаре часто оставались незамеченными.
Второй минус — это процесс отбора спектаклей комиссией. Отбор сейчас происходит по видеозаписям спектаклей, но видео же бывают весьма слабого качества и часто могут не отражать всю сущность работ. Мы с одним критиком обсуждали спектакль, который номинировался на премию. Он смотрел его по видео, я же видел вживую. Вживую спектакль оставил очень хорошее впечатление, а после видеопросмотра казалось, что это довольно слабая работа. Большую роль играет качество съемки и то, какие фрагменты спектакля предложены для просмотра. Какие-то постановки лишь из-за плохого видео могли не попасть в список номинантов, поэтому смотреть работы нужно только вживую.
Третий большой минус — мы видим только общий список номинантов без информации о том, на какие именно номинации претендуют работы, что ведет к настоящей путанице. Пример такой путаницы — опера «Кармен». Да простит меня ее режиссер, но на «Лучший оперный спектакль» эта постановка не тянет. Но при этом она может претендовать на призы за лучшую мужскую или женскую роль — и это меняет ситуацию. Но мы-то информацией не владеем, поэтому остаемся в недоумении.
Получается, что механизм Национальной театральной премии, на мой взгляд, работает совершенно неправильно. Спектакли должны отбираться критиками, отсматриваться вживую, должно быть четкое позиционирование спектаклей по номинациям.
Хотелось бы также, чтобы составы комиссий озвучивались публично. Мне не понятен механизм их формирования. Кто их выдвигает? По каким критериям? Я убежден, что в отборочных комиссиях должны присутствовать критики, которые пишут, ездят на фестивали, могут сравнивать отечественные спектакли с зарубежными.
Очень плохо, что сократили количество номинаций. У нас есть превосходные сценографы, прекрасные композиторы, художники по свету. Например, Ирина Вторникова, которая сотрудничала и с Оперным, и с Музыкальным театрами. Почему она или ее коллеги не заслуживают того, чтобы быть отмеченными? Резкое уменьшение количества номинаций обедняет Национальную театральную премию. Большое количество талантливых людей просто искусственно отсекается от внимания общественности.
К сожалению, премия в ее сегодняшнем виде ни на что не влияет. Хотя по идее, премии такого уровня должны оказывать влияние на развитие театрального процесса и с финансовой стороны (солидное поощрение театров), и с маркетинговой (получение премии должно существенно влиять на престиж театра в глазах зрителей), и со стороны гастрольной жизни (у победивших спектаклей должно быть больше возможностей выезжать и заявлять о себе). У нас же сейчас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Получается такой милый междусобойчик, вот только зачем он нужен и для кого? Хотелось бы видеть более презентабельную картину.
О номинантах
Ситуация в музыкальном театре отличается от ситуации как в драматическом и детском театрах, так и в театре кукол. Музыкальных театров намного меньше — соответственно, и премьер они выпускают меньше. К тому же создание постановок для них часто обходится дороже, чем для драматических театров, что также не позволяет часто выпускать премьеры. А малой экспериментальной сцены, пригодной для менее бюджетных постановок, сейчас нет ни в одном музыкальном театре. В Оперном такая сцена одно время функционировала, но сейчас она больше не используется. Поэтому фактически из-за незначительного количества премьер едва ли не все они и попали в список номинантатов. Получается полное отсутствие конкуренции, соревнование происходит внутри Музыкального и Большого театров. Вспомним прошлую Национальную театральную премию, когда номинация «Лучший музыкальный спектакль» была представлена только одной работой — мюзиклом «Софья Гольшанская». Такой факт может вызывать только иронию. Неужели людям нравится побеждать самих себя? Думаю, должен учитываться вариант, когда в номинации могут вообще отсутствовать спектакли. Например, в каком-то году удачных балетов у нас нет — соответственно, вручения премии в этой номинации не происходит. Это было бы справедливо. Но такое представить сложно: если ты скажешь, что подходящих спектаклей для той или иной номинации нет, то станешь врагом театра на всю оставшуюся жизнь.
От нынешнего списка номинантов мне становится очень грустно. Например, спектакль «Свадьба в Малиновке» — такую постановку стыдно номинировать на Национальную премию, от нее за версту веет чем-то дремучим и советским. «Мою прекрасную леди» логичнее номинировать на лучшую мужскую и женскую роль. Но мы, к сожалению, этой информации не знаем. Есть, правда, среди номинантов и достойные спектакли. «Царская невеста» и «Паяцы» меня впечатлили. Но серьезной конкуренции у них нет.
К списку номинантов я бы добавил и мюзикл «12 стульев» «Территории мюзикла», но к сожалению, коллектив отказался от участия в премии.
С полным списком номинантов можно ознакомиться на сайте Министерства культуры.