После каждого спектакля зритель мог голосовать за понравившуюся постановку, но уверенности в том, что могилевчане будут посещать каждый спектакль, быть не могло, поэтому систему выбора фаворита вряд ли можно считать идеальной. Возможно, именно из-за этого приз зрительских симпатий достался весьма спорному спектаклю «Раскас» Московского драматического театра «Сфера».
Оставалась надежда на театральных критиков: на финальной пресс-конференции, посвященной форуму, они называли зацепившие спектакли, однако акцент делали на значимости «М.@rt.контакта» для публики, могилевских театров и белорусского театрального пространства в целом. Каждый год нам напоминают о том, что форум окультуривает горожан, воспитывает труппы и обогащает театральное поле — и это правда. Многие отмечали молодых белорусских режиссеров Татьяну Троянович, Игоря Казакова, Екатерину Аверкову и Евгения Корняга, но не определили явных фаворитов. Поэтому пришлось пойти другим путем и попросить каждого критика составить свой собственный рейтинг из трех спектаклей.
В голосовании приняли участие Людмила Громыко (Беларусь), Надежда Бунцевич (Беларусь), Андрей Москвин (Польша), Елена Лиопо (Беларусь), Мария Танана (Литва), Татьяна Киктева (Украина), Анастасия Гурина (Россия) и Анна Крулица (Польша). По его итогам победителями стали «Жизнь за царя» питерского «Театро Ди Капуа» (лауреат «Золотой маски»), белорусский спектакль «На дне» Могилевского областного театра кукол и «Васса» московского «Ведогонь-театра» (лауреат «Золотой маски»).
В рамках «М.@rt.контакта» проходила лаборатория молодых театральных критиков под руководством доктора философских наук Андрея Москвина (Варшавский университет, Польша), в которой участвовали студенты Белорусской государственной академии искусств и Белорусского государственного университета культуры (театроведение: Анастасия Василевич, Александра Фонарикова, Татьяна Янукович, Дара Арсави; режиссура драмы: Мария Матох, Елизавета Машкович, Карина Рыбак, Антонина Алешкевич, Мария Танина; компаративное искусствоведение: Карина Волобуева). По итогам ежедневного обсуждения спектаклей участники сделали свои выводы о форуме:
- Лучший спектакль — «Жизнь за царя» («Tеатро Ди Капуа», Санкт-Петербург);
- Лучший молодой режиссер — Игорь Казаков («На дне», Могилевский областной театр кукол);
- Лучший актерский ансамбль — «Васса» («Ведогонь-театр», Москва);
- Лучший молодой актер — Максим Студеновский («Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова», театр «Мастерская», Санкт-Петербург);
- Лучшая молодая актриса — Ирина Ткаченко («Бракованные люди», киевский театр «Золотые ворота»);
- Лучший сценограф — Татьяна Нерсисян («На дне», Могилевский областной театр кукол);
- Лучшая музыка — Никита Золотарь («Интервью с ведьмами», Белорусский государственный театр кукол).
Интересно, что первое место и экспертное сообщество, и театральная молодежь отдали одному и тому же спектаклю «Жизнь за царя» питерского «Tеатро Ди Капуа». Построенный на документальном материале — письмах, мемуарах и пропагандистских статьях народовольцев, — он вызвал резонанс у театральной публики.
Спектакль прошел в могилевском музее, однако место здесь не главное. Актеры кочевали из пространства в пространство, подтверждая мысль, что те, кто поднимают восстания, проводят встречи где придется. Три актера, подхватывая один другого, воплощали образы протестующих, делая акцент на речевых и пластических особенностях своих героев и при этом сохраняя определенную дистанцию с текстом. Возникало ощущение присутствия при подготовке бунта в квартире заговорщиков — советская красная лампа становилась вотивной короной революции, а свечи на живой ели — догорающими жизнями вскоре казненных. Феноменом этого спектакля оказалось невероятное энергетическое поле, объединяющее актеров, зрителей и музейное пространство. Постановка вызвала также и размышления, связанные с исследованиями театра и ритуала Ежи Гротовского.