Иржи Килиан поставил балет «Маленькая смерть» для Зальцбургского фестиваля в 1991 году. В нем заняты шесть мужчин, шесть женщин и шесть рапир. С французского языка Le Petit Mort («Маленькая смерть») дословно переводится как оргазм, однако чешский хореограф, создавая этот балет, даже и не думал об эротике.
«Эротический балет — это слишком прямолинейное определение для данной постановки. Я бы сказала, что хореограф утонченно и деликатно показывает чувственные отношения между мужчиной и женщиной. Килиан создавал балет не для того, чтобы показать эротику, а потому не следует фокусироваться на этом. Не эротика, а чувственность. Это балет хорошего вкуса о жизни и отношениях», — пояснила ассистент хореографа Ширли Эссебум.
К слову, это уже второй балет Килиана, поставленный на белорусской сцене: в 2013 году состоялась премьера «Шести танцев». Однако искать какие-либо параллели между постановками не стоит. Каждый из балетов несет определенную смысловую нагрузку.
«Шесть танцев» — представление очень динамичное. В нем от танцовщика требуется больше скорее актерской игры, нежели танца. Умения сыграть комического или отрицательного персонажа, при этом очень быстро двигаясь, делая много различных движений под быструю музыку. В то время как «Маленькая смерть» — более «контролируемый», лирический, чистый балет. В этой постановке заявлены очень высокие стандарты классического движения. И дело не только в технике исполнения. Танцовщики должны много двигаться и знать, как расслаблять свое тело», — пояснила Ширли.
«Маленькая смерть» и «Шесть танцев» входят в цикл так называемых «Черно-белых балетов» Килиана. Всего цикл насчитывает семь постановок.
Если в Беларуси хореография Иржи Килиана приравнивается к современной, то в Нидерландах она уже давно успела стать классикой. Однако в настоящее время на сцене Nederlands Dans Theater в Голландии балеты чешского хореографа не ставятся.
«Так как Иржи Килиан больше не является директором Nederlands Dans Theater и не привязан ни к какой труппе, он работает в разных странах, где руководит постановками своих балетов, — в Германии, Дании, Франции и других регионах. Несколько новых проектов он подготовил вместе с бывшими артистами Нидерландского балета, но в Nederlands Dans Theater он больше ничего не ставит, там абсолютно новый репертуар», — рассказала Эссебум.
Ширли не раз отмечала высокий уровень классической хореографии у белорусских артистов, а без этой базы ни одному танцовщику не будет подвластна хореография Килиана.
О том, как работалось солистам балета над весьма неклассической постановкой «Маленькая смерть», корреспонденту журнала «Культпросвет» рассказали народный артист Беларуси, ведущий мастер сцены хореограф-постановщик Константин Кузнецов и заслуженная артистка Беларуси балетмейстер-репетитор Юлия Дятко.
— Насколько сложно классическому танцовщику подстроиться под килиановский стиль?
Ю.Д.: Этот балет полностью построен на классических движениях. Скажем так, неоклассика.
К.К.: Все-таки я отмечу, что небольшие различия есть. Они больше технические: немного иные принципы моторики, построения баланса. Но это не сильно обременительный момент для профессионалов. Наибольшая сложность связана с тем, что классический балет подразумевает возможность интерпретации. В балете Килиана форма — превыше всего!
Ю.Д.: Если у Килиана идет шаг с правой ноги, то значит, он должен быть выполнен именно с правой ноги. Если подворот на левой ноге, он не может исполняться по-иному.
К.К.: В проекте заняты солисты, которые привыкли немного дополнять балеты. Здесь этого делать нельзя. Важно быть педантично точным.
— На ваш взгляд, какой из балетов Килиана сложнее: «Шесть танцев» или «Маленькая смерть»?
К.К.: С исполнительской точки зрения эти балеты одинаково сложны. Просто требования к ним разные. «Маленькая смерть» имеет эстетическую направленность, а «Шесть танцев» — откровенный гротеск.
Ю.Д.: «Шесть танцев» — это модерн, хотя в нем тоже есть некоторые классические движения. В балете очень быстрый темп, поэтому основная сложность — в точном исполнении всех движений.
К.К.: Ширли на репетициях просит, чтобы солисты работали, как кордебалет. Здесь бесшовная работа, без стыков. И если все хорошо, то спектакль воспринимается как одно большое адажио. Зритель даже не успевает замечать, что пары на сцене меняются.
— Каким образом творчество Килиана повлияло на искусство?
Ю.Д.: Начнем с того, что балет «Шесть танцев» был поставлен 30 лет назад, а «Маленькая смерть» — 25.
К.К.: Килиан — это своеобразная точка отсчета. Сейчас все постановщики начинают с его хореографии. Он одним из первых начал адаптацию классического балета, плавно переходящего в современный. Его постановки — это абсолютно другая ветвь развития, причем основанная на классической школе. Есть Петипа, но на одной планке с ним — Килиан.
— Если делать на нашей сцене полноценный вечер хореографии Иржи Килиана, какой балет может быть третьим?
К.К.: У нас очень хорошо прошли «Падшие ангелы» (балет показан в Минске в рамках фестиваля «Балетное лето в Большом» в 2014 году — прим. «Культпросвет»). Но здесь нужно смотреть и на подготовку труппы. Есть определенные принципы в хореографии Килиана, которые требуют подробного ознакомления. Если кто-то уже о них знает, то ему проще, но для многих ребят это откровение.
У нас в училище это не преподается, если только на факультативном уровне.
Премьера балета «Маленькая смерть» состоится 1 и 2 марта. Вместе с ним зритель увидит сцену «Тени» из балета «Баядерка» (хореография Мариуса Петипа), а завершат вечер «Шесть танцев».