Что: «Капричос» — серия офортов из 80 листов, созданная Гойей в период с 1798 по 1799 год в Испании. Публикация состоялась 17 января 1799 года, а 6 февраля в газете Diario de Madrid появилась заметка, содержащая авторское предисловие к этой серии. Каждый офорт был пронумерован и прокомментирован художником. Серия продавалась в течение двух дней в парфюмерной лавке на улице Десенганьо, после чего все экземпляры были изъяты.
В 1803 году Гойя преподнес гравировальные доски и 240 комплектов «Капричос» Карлу IV. Король принял дар и наградил художника.
Название
«Капричос» (Los Caprichos, от итальянского capriccio — «каприз») — это пейзаж с элементами архитектурной фантазии, произведение в музыке и литературе.
В словаре Академии изящных искусств Гойя мог прочесть: «Каприччо — это идея или замысел, который художник воплощает, не руководствуясь доводами рассудка и общепринятыми правилами; произведение искусства, в котором воображение с изяществом и хорошим вкусом отказывается от соблюдения правил».
Во всех смыслах этот жанр обещал свободу и полет фантазии.
Почему?
Мир вокруг «Капричос» был расслоившимся на здравый смысл и небылицу. С одной стороны — прогрессивные либеральные «Общества друзей страны», в которых оттачивали идеи о знании, разуме, воспитании. С другой — инквизиция, поддерживающая тотальное невежество. В сознании человека, жившего в испанском обществе конца XVIII века, мистический, будоражащий, щекочущий нервы фольклор о ведьмах, колдунах и буках был реальностью. И для Гойи тоже.
Корни
Язык «Капричос» — это доступный язык масс: дешевая тиражная графика и образы лубка, слова пословиц и известных песенок («Равный к равному стремится» (лист 5), «Не более, не менее» (лист 41), «Из этой пыли идет эта грязь» (лист 23), «Глотай это, ты — собака» (лист 58), «Ты, который не можешь, неси меня на плече» (лист 42)).
В изображении ведьм Гойя отталкивался от испанских сказок, в которых указывались, например, способы их перемещения. На некоторых листах «Капричос» ведьмы летят согнувшись, ухватив пальцами рук ступни своих ног.
Тотальный театр
Лучшее место произнести свою речь в XVIII веке, чтобы она была услышана сразу всеми, — это театр. «Капричос» — это тотальный театр как по своей структуре (драматургическое построение завязки, развития, кульминации и развязки), так и в рамках единицы изображения, построенного по законам театральной мизансцены.
Сценой для Гойи становится лист бумаги. Он разыгрывает свою сложную пьесу с многочисленными персонажами (около 400), выстраивая многомерный и многовекторный (фантазия и реальность) спектакль.
Формат
Кажущиеся не связанными между собой офорты можно воспринимать как калейдоскоп многочисленных разыгрываемых единичных ситуаций, микрорассказов и эпизодов. Но логика, обозначенная Гойей в нумерации, все-таки обрисовывает повествование, подобное крупной форме в музыке или графическому роману.
Структура
Каждая глава имеет свой фронтиспис, в каждой существует своя структура, построенная по принципу парности или троичности изображения.
Каждая глава — это еще и своя сатирическая интонация: первая — в духе комедии дель арте, вторая — сатира нравов и плутовского романа, третья — карнавальных и басенных уподоблений, четвертая выполнена в трагической и гротескной форме, а пятая объединяет все предыдущие.
Что театрального?
Уже в первой главе вырисовывается история двух главных персонажей комедии дель арте — любовников. К этому добавляются почти истеричные проявления чувств — сцена и только. Театральность становится эквивалентом фальши и притворства поведения в обществе.
Гойя протягивает театральную ниточку на всех уровнях.
Композиция. В «Капричос» просматривается подчеркнутая авансценность любого действия, максимально приближенного к нам, разворачивающегося у самого среза листа, будто зритель наблюдает за всем происходящим из первого ряда партера. Эффект возвышения появляется из-за применения излюбленной со времен эпохи Возрождения «лягушачьей перспективы»: резко опущенная линия горизонта возвеличивает фигуры.
Пластика движений. Сатире свойственно преувеличение, некое «актерствование». У героев Гойи черты лиц настолько утрированы, что читаются как маски. Позы героев, выхваченные в момент поклона-предложения, и почти балетные позиции ног в своем излишестве напоминают момент игры.
Жесты рук, выражающие эмоции при произнесении речей. Из трактата Джона Булвера «Хирология»© Gallaudet University Library Deaf Collections and Archives, Washington, D.C. А — упрашиваю. B — умоляю. C — рыдаю. D — удивляюсь. E — рукоплещу. F — негодую. G — порицаю. H — отчаиваюсь. I — предаюсь безделью. K — выражаю грусть. L — показываю свою невиновность. M — радуюсь выгоде. N — возвращаю свободу. O — защищаю. P — торжествую. Q — требую тишины. R — приношу клятву. S — решительно утверждаю. T — подаю голос. V — отвергаю. W — приглашаю. X — отсылаю. Y — угрожаю. Z — попрошайничаю.
Свет. Играя с единственно возможным средством выразительности в графике, Гойя тонко чувствует его возможности как увеличительного стекла. Его смена в рядом расположенных эпизодах создает эффект динамично двигающихся театральных прожекторов и точно продуманной световой партитуры.
Атрибуты. Формально присутствующие атрибуты театра: подмостки, зрители (толпа), маски, шляпы, колпаки и лорнет — знак масштабирования реальности, увеличения.
Самое точное определение этому театру на бумаге дал искусствовед Валерий Прокофьев, назвавший «Капричос» «таинственным и грандиозным мрачным театром жизни».
27 оригинальных офортов из серии «Капричос» можно увидеть до 21 марта на выставке «Гойя… Пикассо» из Мадридского музея и попробовать уловить авторскую мысль — космическую, сатирическую, трагическую.
24 февраля организаторы предусмотрели специальные сниженные цены на входные билеты для посетителей выставки «Гойя… Пикассо».
60 тысяч будет стоить индивидуальное посещение для взрослого, студента или школьника (в другие дни это 70-120 тысяч в зависимости от категории граждан), 30 тысяч — стоимость для пенсионеров (в любой другой день билет стоит 50 тысяч).
Что почитать (посмотреть) о «Капричос»?
В. Прокофьев «Капричос» Гойи», М.; 1970 г.
И. Левина «Гойя», Л.-М., 1958 г.
(http://arzamas.academy/materials/229)
И. Антонова https://www.youtube.com/watch?v=KT2P_cvJBj8