Незадолго до открытия выставки, посвященной 150-летию со дня рождения Льва Бакста, «Культпросвету» удалось побывать в Национальном художественном музее. Мы прошлись по залам, понаблюдали, как монтируется выставка, побеседовали с ее куратором искусствоведом Владимиром Счастным и взглянули на одного из известнейших художников – уроженцев Беларуси новыми глазами.
О концепции выставки «Время и творчество Льва Бакста», многогранности таланта художника и секрете его успеха читайте в нашем материале.
Как рассказал автор концепции и куратор выставки Владимир Счастный, основная идея проекта заключается в демонстрации творчества художника во всей его полноте. Для этого было собрано около трехсот экспонатов из частных коллекций, музеев (среди которых — «Рижская биржа», Художественный музей Литвы и Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства), национальных библиотек Беларуси и Литвы и, конечно, корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Например, из Риги в Минск прибыли работы Кузьмы Петрова-Водкина и Максимилиана Волошина, из Литвы — Микалоюса Чюрлёниса, из Петербурга — театральные эскизы и костюмы Бакста.
Собрать такую выставку, которая по оценкам экспертов Белгазпромбанка станет самым масштабным проектом 2016 года в области изобразительного искусства, было, разумеется, непросто. Так, к сожалению, не реализовалась предварительная договоренность о предоставлении работ Бакста из фондов Русского музея, зато другой музей из города на Неве передал ряд экспонатов, которые стали маленьким открытием даже для специалистов.
Своими ожиданиями от выставки с нами поделился Владимир Счастный.
«Мы ждем роста интереса к искусству. Понимания того, что Беларусь никогда не была культурной пустыней. Были моменты, когда мы находились под влиянием западной культуры, но были и моменты, когда улица была с двухсторонним движением. Пример этого — парижская школа, когда хлопцы из наших местечек повлияли на культуру не только Европы, но и всего мира. Мы хотим показать, что всегда участвовали в процессе развития мировой культуры.»
Убедиться в этом нам предложили уже в экспозиции.
Выставка «Время и творчество Льва Бакста» займет четыре зала и будет строиться по хронологическому принципу.
В первом зале «Истоки» посетители смогут познакомиться с творчеством художников, оказавших влияние на Бакста, его учителей, современников и единомышленников. Советуем не пропустить эскиз панно для готического кабинета в особняке Морозова в Москве «Фауст и Маргарита» Михаила Врубеля. Обратите внимание на произведения Марка Антокольского, одобрившего рисунки юного Льва и тем самым определившего судьбу будущего художника. На кумира Бакста Генриха Семирадского и его преподавателя в Академии художеств Павла Чистякова. Кстати, вольный слушатель Академии Бакст так и не закончил обучение, уехав в Париж осваивать искусство акварели. Учился он этому и у Альберта Бенуа, брата одного из мирискусников, который и ввел Бакста в этот круг.
Увлеченность Бакста акварелью и уровень владения художником этой непростой техникой будут представлены на выставке работой «Рыбак с курительной трубкой» из корпоративной коллекции Белгазпромбанка.
Открыть для себя Бакста-портретиста можно будет в следующем зале «Мир искусства». В этой части экспозиции представлены работы художников — участников одноименного объединения и выставок, проводимых им. Кроме работ таких известных мастеров, как Борис Кустодиев, Исаак Левитан, Константин Коровин и Валентин Серов, посетители выставки смогут познакомиться и с творчеством уроженца Полоцка Савелия Сорина, писавшего в свое время портреты Анны Павловой и будущей королевы Елизаветы.
Но центром притяжения в экспозиции зала будут все-таки работы Бакста. Томный портрет чешской художницы Ружены Затковой, жены русского дипломата Василия Хвощинского, выполненный пастелью на холсте, даже знаток вряд ли припишет Баксту. Эта работа малоизвестна и до приобретения банком находилась в частной коллекции, практически не выставляясь.
Если портрет Затковой захватывает своей нежной прозрачностью, то «Купальщики на Лидо. Венеция» из корпоративной коллекции Белгазпромбанка, одна из самых впечатляющих работ Бакста, представленных на выставке, наоборот, ошеломляет сочностью красок. Бакст-фовист — еще одна грань творчества художника, которая раскрывается в этом полотне, созданном в 1909 году после триумфа первых «Русских сезонов» в Париже. Возможно, среди фигур купальщиков вы сможете угадать Дягилева или Нижинского, кто знает.
«Купальщики на Лидо. Венеция»
Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Несмотря на то что Лев Бакст видел себя прежде всего художником-графиком, станковистом, известность он получил благодаря потрясающим театральным костюмам и декорациям. Поэтому неудивительно, что два из четырех залов экспозиции посвящены теме «Бакст и театр».
Творческое наследие художника огромно. К каждому спектаклю им создавалось около ста, а иногда и двухсот костюмов. Лишь мизерная часть работ Бакста — эскизов, готовых костюмов, оригинальных снимков спектаклей — будет представлена на выставке.
Посетители смогут увидеть эскизы и костюмы к постановкам «допарижского» периода «Эдип в Колоне» и «Ипполит», а также отреставрированный макет декораций «Эдипа».
Особое внимание советуем обратить на первую театральную работу художника — эскизы к спектаклю «Сердце маркизы», поставленному в Эрмитажном театре в 1902 году. Они стали маленьким открытием даже для сотрудников музея, готовивших экспонаты к минской выставке.
Кроме работ Бакста в этой части экспозиции можно будет найти и полотно Марка Шагала, одного из его учеников, который также оставил свой след в истории театрального искусства.
Завершает выставку зал, посвященный «Русским сезонам», где обширно представлены фото спектаклей, оформленных Бакстом, его известные эскизы к балетам «Нарцисс» и «Дафнис и Хлоя», а также «Жар-птица» из корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Поклонников творчества художника привлечет выполненная им афиша выступления французской танцовщицы Жано. В том же зале будут выставлены и афиши «Призрака розы», некогда покорившего Париж невероятным прыжком Нижинского и очарованием Карсавиной, которых и запечатлел в своих работах Жан Кокто.
Сердце поклонниц моды на выставке застучит сильнее, ведь «Русские сезоны» сделали из Бакста-художника законодателя мод. В одном из разделов экспозиции будут представлены ткани (около 12 образцов), выполненные по эскизам Бакста, созданным им в США.
В финале нашей экскурсии по выставке, которая все еще находилась в процессе монтажа, мы попросили ее куратора Владимира Счастного поделиться своим мнением насчет феномена Бакста и роли этого художника в мировом искусстве.
«Благодаря Баксту сценография впервые начала рассматриваться как отдельный вид искусства. Его сценические работы показывались в Лувре и, по мнению некоторых искусствоведов, Бакст в то время был самым знаменитым художником в мире. Он был невероятно востребован. Феномен Бакста очень прост. Это талант плюс труд. Он был страшным трудоголиком, работал всю жизнь. На выставке мы постарались отразить уникальность этой личности через представление различных аспектов его творчества, и, кажется, нам это удалось».
P.S. Напоминаем, что увидеть работы Льва Бакста своими глазами можно будет уже 10 февраля.