Меню

Новости

«Театральный квартал V»

Критики обсудили программу Belarus Оpen, показанную в рамках форума «ТЕАРТ-2015»

«Театральный квартал V» обсудил программу Belarus Оpen, показанную в рамках форума «ТЕАРТ-2015». Театральные критики и журналисты в уютной атмосфере редакции «Культпросвет» разговаривали о плюсах и минусах белорусского шоу-кейса.

В самом начале дискуссии театральный критик, организатор мероприятия, Алексей Стрельников напомнил, что в программу Belarus Оpen вошло 12 спектаклей, о которых в частности высказывались зарубежные критики. Поэтому возникла идея собрать белорусских экспертов и узнать, какие постановки могут достойно представлять Беларусь за рубежом. Интересно, что встреча состоялась в знаковый для нашей страны день — белорусская писательница Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию.

Поскольку Алексей Стрельников предложил высказываться по старшинству, мнение о шоу-кейсе первой выразила Анастасия Василевич — студентка Академии искусств, молодой театральный критик. Она отметила, что спектакли «Мабыць?» (реж. Александр Марченко) и «Иллюзии»  (реж. Татьяна Троянович) казались до начала программы наиболее выигрышными, но в общем контексте смотрелись не так хорошо. Спектакль «Участковые» (реж. Елена Силутина) интересен как эксперимент, но не как полноформатный театр, а постановка Брестского театра «На дне» (реж. Тимофей Ильевский) полностью разочаровала.

Фаворитом молодого критика стал Oratorium Юрия Дивакова. «Я понимаю, что он не идеален, и это был неудачный показ. Но эта форма может подойти для международного формата. При чистоте техники исполнения это будет одна из лучших постановок белорусской программы. Мне нравится, что по этому спектаклю можно изучать ритм, хотя на показе с ним были проблемы». По мнению Анастасии, в белорусской программе удалось показать отдельно развивающиеся в Беларуси направления, но многие спектакли проиграли из-за технических неполадок. «А спектакли Алексея Лелявского я рекламирую и вне «ТЕАРТа». (Улыбается.)».

Следующей мнение выразила театральный журналист  Полина Лисовская. Ей понравился спектакль «Интервью с ведьмами» Евгения Корняга. Хотя по содержательной части он не стал откровением, зато очень интересной оказалась форма, о которой шло много споров. Журналист отметила, что нашей театральной действительности очень не хватает таких «подвижных» спектаклей. На некоторых показах обычный зритель иногда засыпает, и у него складывается мнение о белорусском театре, как о чем-то скучном. Но если такой человек придет на «Интервью с ведьмами», он досмотрит его до конца. А это очень важно с точки зрения привлечения аудитории в театр. Также журналист отметила «Иллюзии» и «В маленькой усадьбе» (реж. Саулюс Варнас). В «Мабыць?», по мнению журналиста, стоит поработать над содержанием. «Для меня его основной недостаток — широкий набор тем. Если бы он был уже, возможно, темы были бы раскрыты глубже. Но форма очень интересна, привлекает своей простотой и искренностью».

Обсуждение продолжила Анна Довгель — главный редактор интернет-журнала «Культпросвет». Она тоже отнеслась к «Мабыць?» насторожено: «Мне не понравилось, что это случайный срез, а не исследование. Мне не всегда были симпатичны герои, по своему личному опыту я знаю людей с более интересными историями. По форме меня раздражал вербатим, повторы, долгие паузы. Светлана Алексиевич, например, тоже работает с жанром вербатим, но ее тексты чистые. Показалось, что не было цельности. Сама идея прекрасная». Анна Довгель отметила спектакль «Иллюзии», который получился теплым и атмосферным. Вне сравнения по ее мнению спектакли кукольного театра — «Интервью с ведьмами», «Самозванец» и «Тартюф».

О программе высказалась театральный критик Елена Мальчевская. Она заметила, что не стоит обсуждать Belarus Оpen, руководствуясь только критерием «на экспорт». Во многих театральных культурах уже активно идет процесс, к которому мы только подступаем. Например, освоение site-specific или новой драматургии. В некоторых фестивальных программах мы выглядели бы немного старомодно. Но для нашего театрального процесса – это важные шаги, важно, что осмысливаются новые категории, новый театральный язык. Театральный критик отметила Oratorium. Она акцентировала внимание на важности обращения к авангардному искусству первой половины 20 века, к традиции, которая была прервана с началом репрессий. В европейском театре достаточно популярно изучение авангардной традиции. В Беларуси после ухода Виталия Барковского из Колосовского театра тема авангарда почти не разрабатывается. Елена Мальчевская выделила спектакль «Участковые», как работу в освоении site-specific, определив при этом недочеты: «Я не согласна с выбором локации. Мы упускаем тот факт, что пространство должно взаимодействовать с текстом. Например, если идет разговор о лакшери-квартире, то логично, чтобы человек и попадал в такое пространство, замирал на пороге с мыслью «снимать ботинки или нет?», не чувствовал себя уверенно. Такие мелочи важны». Театральный критик также отметила спектакли «Самозванец» (реж. Алексей Лелявский) и «В маленькой усадьбе». При просмотре последнего возникли вопросы к актерскому исполнению роли привидения. А «Мабыць?», по словам критика, ценен тем, что легализует форму вербатима на репертуарной сцене. Также интересно наблюдать за происходящим изменением спектакля.

Алексей Стрельников выразил мнение, что такая программа, как Belarus Оpen должна быть авторской, а не безликой. Он отметил, что больший интерес и у зарубежных критиков вызвали спектакли, предполагающие зрительский диалог. Это не обязательно публицистика, как в некоторых моментах «Мабыць?», но и разговор-рефлексия о форме, как после спектакля Евгения Корняга. Театральный критик подметил также интересное сходство спектаклей  Саулюса Варнаса и Евгения Корняга. «Удивительно, но по форме для меня «срифмовались» два спектакля — «Интервью с ведьмами» и «В маленькой усадьбе». Они чем-то похожи по работе с артистами. Но если в первом спектакле очевидна самоирония над формой, то во втором — это попытка выхода на уровень художественных обобщений. Мне ближе первый вариант». Театральный критик отметил необходимость присутствия белорусской драматургии в программе. К сожалению, в данном шоу-кейсе всего лишь одна белорусская пьеса — «Участковые» Виталия Королева. Но здесь проблема в нехватке спектаклей по белорусской современной драматургии.

Театровед Ксения Дубовская выделила из программы Belarus Оpen спектакли тетра кукол, которые отвечают, по мнению театроведа, высоким требованиям, предъявляемым современному театру. В спектаклях драматического театра много заявок и попыток. Например, «Иллюзии» не оправдали ожиданий. Многое не удавалось с точки зрения исполнения: «Видимо, режиссер пытался настроить актеров на «рассказ», но многие не выдерживали. Очень неровный спектакль». Но театровед отметила, что публика реагировала живо. «Участковые» тоже рассматривались Ксенией Дубовской как попытка новой формы.

Следующей выступила театральный критик Надежда Бунцевич. По ее мнению, каждому спектаклю, представленному в белорусском шоу-кейсе, можно найти подходящий фестиваль. В этом отношении абсолютно все спектакли могут быть представлены на международном уровне. «Главное, что мы увидели на белорусской программе — белорусский театр может быть разным. Мы привыкли, что все лучшее  в нем — это а-ля добрые 70-80-ые и не более того. А ведь сама по себе палитра разнообразна. Многие спектакли ценны своим обращением к тому, чего в нашем театральном пространстве пока не было. Естественно, что уровень этого нового не всегда самый высокий. Но это нормальный процесс, ведь вначале идет освоение новой эстетики, и только потом это освоенное может стать не просто новым, но и своим». Этого, по мнению критика, не хватало некоторым нашим постановкам. Из  Belarus Оpen Надежда Бунцевич выделила двух режиссеров – Алексей Лелявского и Саулюса Варнаса. Особенно важно, что каждый представлен в программе двумя спектаклями. Критик отметила стремление Саулюса Варнаса к поискам в области формы, которые открывают для нашего театра новые горизонты. Постановка Евгения Корняга показалась очень интересной, но не отшлифованной до мелочей. Если исходить из задач, поставленных режиссером спектакля «На дне», то и эта постановка сделана добротно. А то, что при всех ЧП и срочных заменах актеров спектакль все же был показан, — признак уважения к организаторам «ТЕАРТа».

Разговор продолжила театральный критик, куратор программы Belarus Оpen Людмила Громыко. Белорусский шоу-кейс для иностранных гостей был скорее ознакомительным, многие из них вообще впервые встретились с белорусским театром. Критик отметила, что во время белорусской программы обнаружило себя новое театральное сообщество — режиссеры, критики, студенты… Возникали споры и дискуссии, а это — самое главное. Программа Belarus Оpen сделала акцент на личностях, на режиссерах, которых важно поддержать, дать шанс. Например, спектакль «На дне» прошел не очень удачно, но Тимофей Ильевский заслуживает этого шанса. Также Людмила Громыко заметила, что новые идеи на белорусских подмостках крайне редки и это драматично для нашего театра. Беларуси не хватает авторской режиссуры, спектаклей-высказываний. Одна из бед — некая вторичность, которая пронизывает почти каждую постановку. По мнению критика, один из лучших белорусских режиссеров — Алексей Лелявский. Людмила Громыко отметила, что нас не везде понимают на уровне ментальности, поэтому очень важно, что спектакли зарубежные гости смотрели в Беларуси.

Далее слово взял Вадим Салеев — доктор философских наук, театральный критик. Он выделил три спектакля международного уровня — «Самозванец», «В маленькой усадьбе» и «Интервью с ведьмами». По его словам, наиболее важным сейчас является внутренний театральный процесс, а не внешний. Если оценивать с точки зрения сложившихся критериев, то режиссура Алексея Лелявского намного выше, чем остальных участников программы. «В маленькой усадьбе» — стильный, но холодноватый спектакль, в котором вопрос вызывает мистическая фигура. Спектакль Евгения Корняга — это «очень интересное явление сложившегося театрального зрелища». По словам критика, режиссер поражает своим видением, очень тонким ощущением пластики и энергетикой, хотя цельности спектаклю не хватает. Вадим Салеев обратил внимание на то, что слишком много «попыток». «Иллюзии» — интересная попытка поставить пьесу Ивана Вырыпаева в наших условиях. По словам критика, там есть интересные придумки, хорошее художественное оснащение и режиссерский замысел, но актерское исполнение за одним исключением безумно низкое. К «Мабыць?» Вадим Салеев отнесся скептично: «Когда одна из моих любимых актрис стоит и ждет, пока упадет туфель, и никак не выделяется среди других статистов, то для меня это не спектакль». В целом, белорусский шоу-кейс приятно удивил критика.

Последней высказалась о программе театральный критик Татьяна Орлова. По ее словам, на сегодняшний день Беларусь развивается почти во всех направлениях международного театра. Пусть не всегда качественно, но очень старательно. Из Belarus Оpen Татьяна Орлова выделила Вячеслава Иноземцева и его спектакль «Доступ к телу»: «Это не хуже, чем «Донка», с которой начинался фестиваль. Работают они и как цирковые, и как пластические, и как драматические актеры. Спектакль такого высокого уровня может показываться абсолютно в любой стране». Театральный критик отметила, что в белорусском шоу-кейсе есть и мэтры, и молодые режиссеры. Наиболее профессиональные спектакли, по ее мнению, — это постановки Алексей Лелявского и Саулюса Варнаса. У последнего особая эстетика, хоть он и литовский режиссер, режиссура у него не литовская. У его спектаклей сложнейшая философская внутренняя система, которую наш зритель не готов разгадывать. Татьяна Орлова отметила, что не приемлет режиссерскую концепцию спектакля «На дне». Позже театральный критик высказалась о зрителе: «Зритель будет идти на «Ведьм» Корняга, которого я очень уважаю. А все потому, что это гламур, это ночной клуб. Привыкшая к такому молодежь — в восторге». Татьяна Орлова отметила, что завтрашний день белорусской программы, к сожалению, не ясен. Хорошо, если те личности, которым уделили внимание, будут развиваться дальше.

Алексей Стрельников подытожил обсуждение. По словам критика, мы часто не совпадаем по темпу развития с Европой, но стало заметно, что Belarus Оpen понравилась белорусскому театральному сообществу. «Интересна закономерность, что у более молодых критиков в начале списков стоят «Мабыць?», «Интервью с ведьмами», «Иллюзии», а уже потом спектакли Лелявского и Варнаса. У старших – наоборот. Возможно, это вкусовой момент, а, возможно, и поколенческий». После обсуждения белорусского шоу-кейса критики коснулись проблем белорусского образования, нехватки альтернативных площадок и отсутствия деятельности СТД.

«ТЕАРТ» продолжается. Следующая встреча театральных критиков по спектаклям первой части международной программы («Донка — послание Чехову», «Латышская любовь», «Орхидеи», «Старина Монк», «Враг народа», Matchatria) скоро на нашем сайте.

Top