Если в сентябре вы бессознательно задумываетесь о том, куда бы пойти поучиться, мы знаем, что посоветовать любителям театра и современного искусства.
А чтобы сразу погрузиться в образовательный процесс, начнем со знакомства с биомеханикой Мейерхольда. Вы наверняка уже слышали о ней, и, если хотите наконец разобраться в том, что это и как работает, Валентина Мороз, соруководительница концентрации «Современное искусство и театр» ECLAB, готова все рассказать, а потом и показать на практике во время занятий в колледже. В рамках концентрации студенты и студентки ищут точки сопряжения между современным искусством и театром не только в теории, но и на практике: они посещают курсы актерского мастерства, техники речи, мастерские по коллажу, фотографии и видеомонтажу. Заявки на обучение принимают по 12 сентября, поэтому еще есть шанс успеть с головой погрузиться в мир театра и современного искусства на ближайший год.
Биомеханика Мейерхольда — это методика, предложенная Всеволодом Мейерхольдом для подготовки актерского аппарата к профессии. В ней есть подготовительная часть с использованием палок и мячей — своего рода акробатика. Вторая часть представляет собой набор этюдов с несложной драматургией и жесткой пластической регламентацией: «Стрельба из лука», «Игра с камнем», «Пощечина», «Прыжок на грудь», «Удар кинжалом».
Для чего нужна биомеханика? Для того чтобы подготовить физический и психический аппарат актера к работе на сцене и улучшить физические данные, в том числе растянуть и укрепить мышечную систему. Биомеханика формирует специфическое внимание: на сцене нужно уметь видеть, слышать и воспринимать партнера, чувствовать пространство, уметь распределять энергию. Биомеханика учит актера точно ощущать центр тяжести своего тела, уметь концентрировать внимание, развивает координацию движения. Если полагаться только на темперамент и эмоциональные затраты, актер будет быстро уставать, фальшивить при повторах, он будет «изнашиваться». А тренированный биомеханикой актерский аппарат позволяет правильно распределять энергию и контролировать себя.
Если немного углубиться в историю, можно вспомнить, что в начале XX века театр начал стремительно меняться: он стал режиссерским, более динамичным, гораздо более сложным для исполнителей — тогда и появились разные формы подготовки актера. Константин Станиславский предложил свой метод, Евгений Вахтангов — свой, но он, к сожалению, никак не был зафиксирован. У Всеволода Мейерхольда был период, когда он был отлучен от театра. Тогда-то он активно и занялся педагогикой, созданием собственной системы подготовки актера — стоит отметить, что сам он был очень хорошим актером.
Для актеров важно заниматься тренингами на протяжении всей карьеры — независимо от уровня мастерства, нужно поддерживать и развивать свою технику. Что касается именно биомеханики — это также не то, что можно выучить раз и навсегда, она требует постоянной практики. Как сказал актер и режиссер Алексей Левинский, который сегодня и является в России главным проводником биомеханики, «это урок, который можно начать, но невозможно закончить».
В ECLAB мы проводим различные актерские тренинги для студентов и студенток на протяжении всего курса обучения. Приглашаем специалистов — практиков и теоретиков — из Польши и Германии. Более того, выпускники и выпускницы концентрации, которые потом присоединяются к работе Лаборатории социального театра ECLAB, продолжают совершенствовать свои навыки и по окончании обучения. На концентрации обучение проходят 25 человек, после этого 3-4 человека из каждого выпуска приходят в Лабораторию — для нас важно, чтобы к нам поступали яркие, талантливые молодые люди, которые хотят узнать как можно больше о современном искусстве и театре и которые хотят заниматься театром на практике.
В рамках Лаборатории мы уже выпустили документальный спектакль о теракте в минском метро «11 апреля», а сейчас работаем над постановкой «Убежище» — документальный спектакль, в центре которого — истории женщин, переживших домашнее насилие.
***
Дедлайн подачи заявок на обучение в ECLAB — 12 сентября.
В новом году обучение будет проходить в рамках пяти концентраций:
«Публичная история»
«Современное общество, этика и политика»
«Массовая культура и медиа»
«Гендерные исследования»
«Современное искусство и театр»