До 19 сентября в минском прокате можно увидеть российскую премьеру — «Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой. Мы побывали на пресс-показе фильма, обсудили его в кулуарах с писателем Виктором Мартиновичем и можем назвать пять и одну причину, почему вам нужно посмотреть картину о реальном случае из жизни Льва Толстого, но не совсем про него.
1. Лавры «Кинотавра»
В этом году на кинофестивале в Сочи «История одного назначения» получила приз зрительских симпатий и награду за лучший сценарий, что неудивительно — режиссер картины и соавтор сценария Авдотья Смирнова в большей степени известна как талантливая киносценаристка. Она создала сценарии для нескольких фильмов Алексея Учителя, среди которых, например, — лента о личной жизни писателя Ивана Бунина «Дневник его жены». Так что насчет сценарной составляющей «Истории одного назначения» можете быть спокойны — тут все на уровне.
2. История одной семьи
Когда в афише перестаешь залипать на гипнотизирующую взглядом Ирину Горбачеву в образе строгой Софьи Толстой, среди актеров замечаешь двух однофамильцев режиссера и невольно напрягаешься. Как выясняется, зря: родственные связи имеют место быть, но идут скорее в плюс картине. Главного героя поручика Колокольцева играет сводный брат Дуни, начинающий режиссер Алексей Смирнов. В роли генерала Колокольцева выступает отец Авдотьи и Алексея Андрей Смирнов — видная фигура в российском кинематографе, режиссер, актер, сценарист и продюсер. Любопытный факт: если в фильме Колокольцев-старший добивался того, чтобы сын пошел по его стопам, то Андрей Смирнов, напротив, по словам Алексея, всячески отговаривал его делать карьеру в киноиндустрии. Так или иначе, получилась в хорошем смысле крепкая семейная работа.
3. Основано на реальных событиях
Эта фраза появляется на экране не в начале фильма, а после драматичного финального кадра, что выглядит совершенно естественно. «История одного назначения» строится вокруг невыдуманного судебного дела, описанного Павлом Басинским в его книге «Святой против Льва»: когда-то Толстой действительно выступил адвокатом молодого писаря, осуждаемого на смертную казнь за то, что тот, доведенный издевательствами солдат, дал пощечину ротному капитану. Фокус в том, что в фильме развитие ключевых событий происходит ближе ко второй половине. Можно сказать, с этого момента кино по-настоящему начинается: мнимая комедийность улетучивается и постепенно набирает силу экзистенциальная драма.
4. Неканоничный Толстой
Сложно представить, что Лев Николаевич из учебника по русской литературе будет висеть на турнике вверх бородой и с удовольствием нянчить японских свинок. Граф в исполнении Евгения Харитонова не монумент, а живой человек с умным и по-детски веселым прищуром, страстно влюбленный в жизнь. И в то же время его Толстой — масштабная личность, великий гуманист, который остро чувствует несправедливость и, забывая о себе и семье, бросается спасать невинно осужденного. При желании в картине можно увидеть отсылку к Арзамасскому ужасу Льва Толстого — страшному эпизоду в его биографии, после которого, как считается, просто хороший русский писатель стал гениальным.
5. Музыка Басты
Да, музыкант Василий Вакуленко, он же рэпер Баста, помогал писать саундтрек к фильму, в котором действие происходит в XIX веке. При этом современная музыка и сюжет почти двухсотлетней давности спокойно уживаются вместе — первое дополняет второе, добавляя эмоциональности отдельным сценам.
6. Рекомендация Виктора Мартиновича
Если вам и этого мало, тогда мы уж не знаем, как еще вас убедить.