Красные стены, компьютеры, компьютеры, компьютеры… За некоторыми сидят в наушниках погруженные в экраны актеры Республиканского театра белорусской драматургии. Хотя далеко не все зрители их узнают. Для несведущих счастливчиков перевоплощение компьютерных зомби в героев пьесы стало настоящей неожиданностью…
Неспешно начинается грустная пьеса. Мы, зрители, сидим в тесном кругу (от компьютеров мы же, конечно, сразу отвернулись) и следим за Людмилой Сидоркевич и Дмитрием Давидовичем – матерью и сыном. Он – за компьютером, снизу, она оперлась на стенку, стоит – и уже, получается, сверху! Пространство совсем небольшое, но невидимая стена между героями чувствуется сразу же. Они никогда не смогут понять друг друга – извечная война поколений. Актеры уже проводили эту читку на сцене РТБД и, кажется, сроднились со своими персонажами. Их эмоциональная, тонкая игра притягивает.
Хороши также в ролях Тоффи и Тауэрского ворона Марта Шантар (ТЮЗ) и Илья Ясинский (РТБД)… Они – на подоконнике, сидят непринужденно, ногами болтают. У режиссера получилось удачно расположить актеров в совсем небольшом уголке интернет-клуба. Пространство сразу делится на два контрастных мира – темный реальный и светлый виртуальный.
Атмосфера клуба на самом деле угнетает, веет от него какой-то дьявольщиной. В читке много мата (в основе – нецензурный вариант пьесы Андрея Иванова), но не меньше его и в самом заведении. Постоянно доносятся ругательства недовольных, может, проигрывающих геймеров. Мат дополняется стуком открывающихся-закрывающихся дверей, шумом кофемашины, диким смехом. Все эти повседневные звуки превращаются в колоритный, бьющий по нервам фон. Геймеры, сами того не подозревая, преспокойно играя, становятся участниками представления о противоречии реального и виртуального. Сама же читка приобретает новый пласт восприятия: это не просто история о тяжелых взаимоотношениях матери и сына – это вопрос о трудности человеческого общения в эпоху компьютерного сумасшествия и все возрастающего одиночества.
…В напряженности приближаемся к финалу. Обман горе-матери раскрывается, сын готов прыгать из окна. А может, просто улететь в другой, более приятный мир?
Перед обсуждением есть пара свободных минут, чтобы дойти до шумящей кофемашины за напитком. Вокруг – все тот же мат и фантастический завораживающий мир на экранах. Наверное, к осмыслению этой картинки вернешься еще не раз…
Кто-то из зрителей не понял пьесы. Для чего это высказывание автора, зачем так много мата? Вообще о чем это? Кто-то восхищен, потрясен и поражен тем, что театр может быть настолько близким. Сами актеры под впечатлением от нового театрального опыта. Кстати, не у всех оно приятное. Людмила Сидоркевич, например, призналась, что пространство интернет-кафе ее очень угнетало, давило на нее (утонченную актрису очень хорошо понимаешь!).
Театральный критик Елена Мальчевская призналась, что здесь не так хорошо играло пространство, как на предыдущих читках. Действительно, герои не взаимодействовали с компьютерами, наушниками, которые остались просто декорациями. Но какой мощный был документальный фон!..
Тут возникает иной вопрос: для кого проводилась читка? Маленький закуток интернет-кафе вместил совсем немного зрителей. Причем многие из них – постоянная тусовка: критики, СМИ, работники театра… Получился необычный интересный опыт… только для единиц. Возможно, есть смысл искать более просторные места? Или просто проводить читку не один раз? Чтобы и замкнутость пространства играла, и посетить мероприятие смогли многие? Но это уже идеи для осенней «Драмы Live. 2.0».