За основу Александр Янушкевич берет самую безжалостную, по мнению критиков, книгу XX столетия – роман Аготы Кристоф «Толстая тетрадь». Произведение состоит из дневниковых записей детей-близнецов, рассказывающих свою историю выживания во время войны. В тексте нет прямых указаний на место и время действия. Язык универсален, что позволяет сопоставлять происходящие действия в любом пространственно-временном промежутке. Повествование о невероятной жестокости военной жизни, вложенное в уста детей, дает необыкновенное ощущение правды. Лаконичность в описании событий и фактов, полное отсутствие исповедальной эмоциональности, свойственной большинству дневников, производят оглушающее впечатление.
Безжалостно правдивый документальный рассказ оставшихся без родителей десятилетних мальчишек режиссер относит к гиперреализму. «Дело тут не в том, что в действительности было и чего не было. Эту гремучую эссенцию из личных и социальных катастроф XX века нужно принять как прививку», – рассказывает режиссер.
В спектакле словесный дневник – текст романа – превращается в визуальный, что очень точно отражает детское познание мира. Художником-постановщиком, кстати, выступает Татьяна Нерсисян, известная нашему зрителю по сценографии спектаклей Белорусского государственного театра кукол.
Постановка предполагает смешение жанров, техник, видов кукольных систем, а визуальный ряд подчеркивает основную идею режиссера: при всей антивоенной тематике, которая в спектакле бесспорна и важна, ключ истории лежит в экзистенциональном поле. Война – основополагающий, но все же фон для внутреннего одиночества и пустоты.
Премьерные показы пройдут 29 и 30 мая.