23 апреля покажут оперу «Евгений Онегин» – символ русской культуры.
«Про музыку я Вам скажу, что если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам оного, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее. И если на слушателе будет отзываться хоть малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, – то я буду очень доволен и большего мне не нужно…», – признавался Чайковский.
Без «Онегина» невозможно представить и историю Большого театра Беларуси. Впервые опера была показана в 1933 году на сцене БГТ-1 и неоднократно представала в разных дирижерских интерпретациях и режиссерских версиях. Дирижер-постановщик нынешнего спектакля – народный артист Беларуси Александр Анисимов, режиссер – Александр Прохоренко, хормейстер-постановщик – народная артистка Беларуси Нина Ломанович, художник-постановщик – Дмитрий Мохов.
Александр Прохоренко, режиссер новой редакции: «Если роман в стихах Пушкина – это энциклопедия русской жизни, то Чайковский, безусловно, сосредоточился на лирической составляющей произведения. Опера «Евгений Онегин» вся посвящена любви, наполнена светом, теплом и глубокой тревогой по поводу бережного отношения к этому чувству. Это то же самое, что и отношение к Богу».
24 апреля Большой театр Беларуси пригласит на, возможно, самый знаменитый балет в мире – «Лебединое озеро».
Произведение было завершено 10 апреля 1876 года. «При всей моей любви к зрелищам такого рода, – писал Герман Ларош, – я на представлении балета П. И. Чайковского гораздо более слушал, чем смотрел. Музыкальная сторона решительно преобладает над хореографическою. По музыке «Лебединое озеро» – лучший балет, который я когда-нибудь слышал… По танцам «Лебединое озеро» – едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет из тех, что даются в России».
Первая неудачная редакция «Лебединого озера» в постановке чешского балетмейстера Вацлава Рейзингера сошла со сцены тихо и незаметно. Но уже последующая, созданная Львом Ивановым и Мариусом Петипа и представленная 15 января 1895 года на сцене Мариинского театра, стала началом его подлинной истории и принесла ему невероятную популярность.
За более чем столетнюю историю балета многие хореографы пробовали по-своему интерпретировать его фантастические образы. Уже в ХХ веке к «Лебединому озеру» обращались Ваганова и Горский, Лопухов и Бурмейстер, Григорович и Мессерер.
На белорусской сцене «Лебединое озеро» впервые поставлено в 1939 году. А первой Одеттой-Одиллией стала Зинаида Васильева, воспитанница петербургской школы, ученица Агриппины Вагановой. Коллектив театра неоднократно показывал спектакль на гастролях за рубежом. Нынешняя постановка – уже четвертая в истории – впервые осуществлена в 1986 году. С 2012-го спектакль идет в новой редакции, выполненной балетмейстерами Юрием Трояном и Александрой Тихомировой.
25 апреля будет представлена опера «Пиковая дама».
Поначалу сюжет, предложенный композитору его младшим братом Модестом Ильичом, не заинтересовал Чайковского, но в 1889 году директор императорских театров И. Всеволожский все же убедил композитора написать оперу по повести Александра Пушкина. Модест Чайковский создал либретто, перенеся события в XVIII век, в эпоху Екатерины II. Сюжет повести претерпел и другие изменения: Графиня (бабушка Томского) стала бабушкой Лизы; в опере появился новый персонаж – князь Елецкий; Германн был переименован в Германа, а счастливый конец заменен на мистически-трагедийный со смертельным исходом для главных героев.
Петр Ильич Чайковский начал трудиться над «Пиковой дамой» 19 января 1890 года во Флоренции. Он увлеченно работал над созданием оперы. «Я потерял было совершенно аппетит, сон, бодрое состояние духа, словом, все атрибуты здоровья. Зато я совершил просто подвиг, то есть в семь недель написал большую оперу».
Композитор называл «Пиковую даму» не иначе как шедевром, признаваясь: «Или я ужасно, непростительно ошибаюсь, или «Пиковая дама» в самом деле будет мой chef-d’oeuvre (с франц. «шедевр»). Я испытываю в иных местах… такой страх, ужас и потрясение, что не может быть, чтобы и слушатели не ощутили хоть часть этого».
В России премьера «Пиковой дамы» прошла 19 декабря 1890 года в Мариинском театре. Через несколько дней она была поставлена в Киевской опере. 4 ноября 1891 года постановка оперы Чайковского была осуществлена в московском Большом театре и вот уже более ста двадцати лет по праву является репертуарной жемчужиной оперных театров во всем мире.
Большой театр Беларуси также неоднократно обращался к «Пиковой даме». Впервые на нашей сцене она появилась в 1934 году в постановке дирижера И. Гитгарца и режиссера Б. Мордвинова. Партию Лизы в спектакле исполнила Лариса Александровская. В дальнейшем народная артистка СССР обращалась к произведению Чайковского уже как режиссер. В 1960 году в содружестве с дирижером Татьяной Коломийцевой Лариса Александровская поставила свою версию «Пиковой дамы».
В 2014 году в репертуар Большого театра добавилось уже седьмое за историю коллектива прочтение знаменитого произведения П. Чайковского в постановке дирижера Андрея Галанова, режиссера Пламена Карталова (Болгария) и художника Александра Костюченко.
Дирижер-постановщик Андрей Галанов: «Одной из задач было выразить в спектакле весь глубокий психологизм музыки П. Чайковского. Болгарский режиссер Пламен Карталов предложил свою довольно светскую сюрреалистическую историю. Мистика окружает спектакль, все, что происходит на сцене, представлено как реминисценция главного героя Германа, в больном сознании которого всплывают, чередуясь, прошедшие события его жизни».
Последним в квартете лучших спектаклей Чайковского в репертуаре Большого театра Беларуси 26 апреля на сцену выйдет балет «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история».
Чайковский взялся за написание музыки для будущего балета сразу по окончании работы над «Пиковой дамой», вырвавшись из атмосферы мрачного мистицизма в светлую сказку. Типичная для композитора тема преодоления зла силой любви и человечности претворяется здесь через детские образы и видения.
По сценарию и подробным указаниям тяжело заболевшего Петипа постановку «Щелкунчика» осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов. Он самозабвенно работал над спектаклем, находя вдохновение в музыке П. Чайковского и полностью опираясь на разработки М. Петипа, а в каких-то сценах предпринимая собственные хореографические решения (например, танец снежных хлопьев).
Судьба «Щелкунчика» была очень противоречивой: успех у публики и недовольство критики оказались лишь началом. Позже поиски гармонии между музыкой Чайковского и сюжетом привели ко множеству трактовок этой, казалось бы, простой и ясной истории. Традиционно в русском балетном театре «Щелкунчик» воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления, волшебства в сюжете.
Первый белорусский «Щелкунчик» зрители увидели в 1956 году в постановке Константина Муллера, дирижером-постановщиком выступила легендарная Татьяна Коломийцева. Шестнадцать лет спустя свою версию балета на классическое либретто Мариуса Петипа представил народный артист СССР и Беларуси лауреат Государственной премии Республики Беларусь Валентин Елизарьев в сотрудничестве с дирижером Александром Анисимовым и художником Евгением Лысиком.
«Щелкунчик, или Еще одна рождественская история» – третья по счету постановка волшебной сказки Гофмана на музыку Чайковского на белорусской сцене. Премьера балета состоялась в марте 2013 года. Постановку спектакля осуществили балетмейстер Александра Тихомирова, заслуженный артист Украины дирижер Виктор Плоскина, художник Юрий Купер.
Александра Тихомирова, балетмейстер-постановщик: «Лучшие традиции, обращенные к современности и уходящие в будущее, – то, что мне хотелось бы выразить в этом спектакле. Для меня важно, чтобы в «Щелкунчике» прочитывалась его история, поэтика, его романтические корни, но при этом отразилась связь времен, которая угадывается и в художественном решении, и в хореографической трактовке. Это спектакль о детстве, первой любви и трагедии взросления, которая, на мой взгляд, заложена в музыке Петра Ильича Чайковского».