Наталья Янковская закончила ЕГУ, затем аспирантуру в Белорусской государственной академии искусств. Десять лет назад открыла собственную галерею в Минске, позже – в Москве, после основала галерею «АРТПЛАЦ» в Минске. Сейчас работает как свободный куратор.
Основная задача выставки «Габеленавы шлях» – показать, что традиционный гобелен может быть актуальным. Я выбрала лучших авторов, которые чувствуют день нынешний и могут отразить его тенденции в работах. У каждой художницы свой стиль и почерк. Например, у Галины Кривоблоцкой можно увидеть интерпретацию наследия импрессионистов, супрематистской школы и даже американского художника середины XX века Джексона Поллока.
В театре есть все для того, чтобы выставки проходили. И задача у директора г-на Карачевского – сделать его по формату шире, чем просто площадка для постановок. Так что зритель может не только посмотреть спектакль, но и получить бонус в виде выставок. Над проектами работаем с главным художником Юрием Соломоновым.
Не думаю, что подобные выставки станут тенденцией. Архитектура театра, проходная система его работы этого не предполагают. Правда, сейчас мы предложили выставку украинского скульптора Алексея Леонова «С миром и любовью» Белорусскому государственному музыкальному театру – и там с удовольствием согласились принять ее. Меня радует, что есть люди, пытающиеся смотреть на вещи широко.
За границей уже сложились такие традиции, там проще. Театры и другие культурные центры всегда рады принять выставку. Они помогают, привлекают аудиторию. Там это очень живой процесс, твоей инициативе рады, ее всячески поддерживают. Летом прошлого года мы ездили с выставкой в Италию, и нашу группу пригласили на экскурсию в Римский оперный театр. Нам показывали все театральные мастерские, объясняли, как готовятся декорации. Затем отвели в хранилища с костюмами, позволили примерять шляпы, брать бутафорские вещи. Сотрудники театра открывали перед нами все двери. Здесь это невозможно.
У нас почему-то специально устанавливается дистанция между зрителем и тем, что ему показывают. Может, чтобы вызвать сакральный трепет, чтобы, даже если он не понимал, ему казалось, что на сцене произошло что-то очень важное и многозначительное. Хотя зачастую люди многое теряют именно из-за того, что не представляют, как рождается произведение искусства.
Что касается планов, то каждый раз возвращаюсь в Беларусь и начинаю делать новый проект. Создаю комфортную среду для себя и окружения, чтобы с гордостью могла сказать за границей, что я из Беларуси. К нам хорошо относятся везде, это наше большое достоинство, сформированное на уровне генетики. Но пока мы отстаем от современной мировой культуры. У нас другой темп жизни, иные возможности. Надо что-то менять, а меняться не все хотят, не совсем понимают как. Чтобы это произошло, нужно выйти из зоны комфорта. Сидеть на месте и изо дня в день делать одно и то же – это уже регресс.
Выставка работает с 21 октября по 15 ноября (четверг-суббота с 15:00 до 18:00 и каждый день перед спектаклем для зрителей театра).
Вход свободный.