Владимир Галак — организатор форума
«Сейчас меня очень беспокоит только один момент – организация работы артистов вблизи культовых зданий. По вечерам, как правило, проходят службы. Надеюсь, решение найдется.
Меняется место локации фестиваля. Если на Карла Маркса актеры находились на одной линии, то сейчас они будут раскинуты по дворикам».
Первый минский форум уличных театров. 2013
Специфика уличного театра как раз в том, чтобы использовать окружающий ландшафт в свою пользу. Любое здание, любой изгиб улицы опытные артисты могут обыграть, сделав из них декорацию или отдельного персонажа. С этой стороны, перенос выступлений на улицы Верхнего города – творческий вызов белорусским коллективам, которые за 2 года успели хорошо изучить улицу Карла Маркса.
Минский форум уличных театров. 2013
Кто: Как раз сейчас идет прием заявок на участие в форуме. Самое интересное – это иностранные участники. Уже спланирован приезд польского театра «Nikoli» и русского творческого объединения «Карнавальчик».
Русское Творческое объединение «Карнавальчик»
Организаторы ведут переговоры и сложные переписки с театрами, спонсорами и посольствами. Сейчас речь идет о приезде таких звезд уличного театра как театр маски «Странствующие куклы господина «Пэжо» из Санкт-Петербурга
Театр маски «Странствующие куклы господина Пежо»
и «KUD Ljud» из Любляны. Последние известны белорусскому зрителю: в образах розовых инопланетян со спектаклем «INVASION» они выступали на фестивале «Белая Вежа» (Брест, 2010 ), на «Том самом фестивале» (Минск, 2011 ), на форуме «М.@rt контакт» (Могилев, 2012 ).
Уличный театр «KUD Ljud» из Любляны
На этот раз театр хочет привезти в Минск свой новый проект – художественную галерею под открытым небом. Актеры проводят длительную подготовительную работу, изучают местность, находят реальные и не очень арт-объекты, а потом организуют для всех желающих экскурсию, давая тем самым возможность взглянуть на свой город под новым углом.
Ведутся переговоры о приезде испанца Адриана Шварцштайна – актера, режиссера уличного театра «Kamchatka»
Кроме собственных выступлений он, как и представители других театров, планирует провести мастер-классы и лекции для всех желающих. Большим достижением и гордостью фестиваля будет присутствие на нем Флорианы Габер, историка и критика уличного искусства из Франции. Сейчас по этому поводу ведутся переговоры с посольством. Флориана – автор нескольких книг с исследованиями французского современного уличного искусства.
«Сейчас самое важное – найти поддержку, чтобы привезти людей, расселить, накормить. Флориана Габер хочет написать о нас текст во французский журнал об уличном искусстве еще до фестиваля. Это большая честь. Хочется, чтобы резонанс пошел в прессе и нашей, и зарубежной. Хочется, чтобы руководство города отнеслось к нам с серьезностью, а не как к гуляниям с «чаркай і шкваркай»» – Владимир Галак.
Будем надеяться, что сил и веры у организаторов хватит, чтобы доказать обратное. Все крупные, зарекомендовавшие себя фестивали, будь то «Фриндж» в Эдинбурге (Edinburgh Festival Fringe), в Словении, уличный фестиваль в Архангельске – проходили через этот этап. Даже во Франции, где при Министерстве культуры существует уникальная организация – Национальный центр поддержки уличных и цирковых искусств, по словам Флорианы Габер, артистам приходится отстаивать свое право на «серьезное искусство».
«Вкус зрителя можно воспитать только хорошими примерами. Увидев спектакль, который откроет новые грани, заставит перевернуться внутренний мир – зритель будет искать и требовать продолжения. Сейчас цель Минского уличного форума – сделать все возможное, чтобы привезти такие коллективы».
В центре Любляны мы показывали наш спектакль по мотивам «Матушки Кураж» Бертольта Брехта. В нем задействовано много актеров, все в военной форме. Мы стараемся рассказать историю и ставим человека и толпу людей перед проблемой выбора. Во время показа я увидела бабушку, которая заметно нервничала. Я подошла к ней поговорить, хотела объяснить, что это уличный театр. Бабушка же рассказала, что во время второй мировой войны она стояла на этом самом месте в центре Любляны и настоящие войска входили в город. И добавила, что всё выглядело точно так же. То же место, тоже много шума и людей в военной форме. Потом она последовала за процессией, досмотрела спектакль. И поблагодарила за него.
Улица не просто задник или место действия, это и особая сценография, и особые законы взаимодействия со зрителем. Это ведь, черт возьми, небо! Глупо, его не учитывать! В финале уличного спектакля «Погребение Кармен» польского театра «Бюро путешествий» («Biuro podrozy») выпущенные персонажами крошечные светящиеся домики на воздушных шариках улетают в ночное небо. И зрители следят за ними, пока теплые точки не растворятся в вышине. Люди стоят и смотрят в небо.
«Kamchatka» из Испании – пример того театра, который заставляет покрыться «дрыжиками». Без помощи слов и спецэффектов. Это небольшая история о странниках из прошлого, которые пытаются найти в современном мире отголоски своей эпохи, а может быть, даже конкретного человека… Улавливая простую и чистую эмоцию со стороны зрителя, уличные актеры бережно знакомятся с тобой, берут за руку, и проходят так через все выступление. Камчатка отличается свободой импровизации и полной гармонией сосуществования со зрителем. Они, люди и город сливаются в одно целое. И кто до сих пор считает, что уличный театр – это просто балагурство, тот глубоко ошибается. Уличный – это не всегда бешено и гиперактивно. Это может быть плавно и глубоко, в самый оголенный нерв нарастающих эмоций.