Ян Бусел – владелец Beetlejuice кафе, автор идеи и главный редактор некогда популярного веб-портала «Творческий дом», в прошлом – арт-директор и совладелец минского клуба «Граффити». Автор и организатор проектов «Funk on Fridays», «Шаблi», «Пикник Граффити», а также множества концертов. О том, на какие из них сходить в марте, – из первых уст.
Ян, как вы начали работать в творческой сфере?
Все началось в 2003-2004 году, когда мы вместе с единомышленниками организовали интернет-проект «Творческий дом». Это была открытая площадка, где молодые белорусские писатели, поэты, фотографы и художники могли размещать свои работы. Начинали мы с аудитории человек в десять, а потом разрослись до 40-50, и встречи в оффлайне возникли сами собой как логичное продолжение. Сначала мы собирались на Немиге возле памятника Мицкевичу, а когда похолодало, стали задумываться над тем, как перебраться в помещение и где его найти. Пришла мысль сделать встречи в Граффити. Я пришел к тогдашнему арт-директору с предложением проводить творческие вечера: где поэты читали бы свои стихи, на стенах висели бы фотографии и картины участников, а музыканты играли бы свою музыку – получался бы такой творческий капустник.
То есть у вас не было никаких «подвязок» и знакомств: просто пришли и предложили проект?
Да, просто с улицы! Каждый месяц у нас проходили такие творческие встречи, для которых мы выбирали тему, отбирали музыкальные группы, театралов, которые делали перформансы… В общем, было весело. Таких встреч было порядка 18 или 20, не помню уже, честно говоря. 2 года мы так жили. Параллельно с этим от руководства клуба «Граффити» мне поступило предложение делать какие-то сторонние мероприятия, отдельные концерты. Там же мы делали различные трибьюты: The Doors, Nirvana, Radiohead. Интересно, что тогда вообще еще не было понятия «кавер-бэндов». Были просто группы, которые играли по ресторанам, а музыкантов, которые переигрывают чужие песни/музыку и зарабатывают на этом деньги называли просто – лабухи.
Это что за слово такое?
Производное от белорусского «лабаць», то есть играть, халтурить. Сейчас все больше мероприятий в музыкальной сфере сводится к коммерции: особенно в ночных клубах, барах… Уже нет той душевности. Я пару раз приходил на выступления музыкальных групп на таких площадках – не то. Часть людей приходит на музыку, то есть трибьют, а все остальные – просто посетители кабака, которые хотят выпить.
В 2005 году меня вызвали тогдашние учредители клуба «Граффити» и сказали, что освобождается должность арт-директора, и они хотели бы предложить мне заняться составлением полноценной программы заведения. Тогда я еще был студентом четвертого курса, но согласился. Впоследствии это не мешало учебе. Клуб занимал время вечером, а днем и утром я учился.
К 2008 году я начал делать концерты на больших площадках, совмещая работу в Граффити и трибьюты на 350-500 человек. Потихоньку начал заниматься и привозом каких-то более известных групп из России и Украины. Позже в клубе мы попробовали делать и вечеринки: то есть вечером живой концерт, ночью – пульт и электронщина. Первыми в городе запустили фанк. И поначалу очень разочаровались, потому что ходили к нам 15-20 человек, а через пару месяцев мы закрывали двери на входе уже через полчаса. Люди с понедельника записывались на пятницу. Это было с 2008 по 2010 год. Тогда же появились ретро-вечеринки. Мы ввели в программу Nirvana, The Prodigy, в общем, рейв и отрыв – и это тоже очень круто пошло. Еще позже придумали дресс-код а-ля «тельняшка-пати» – на тот момент это было ново. До 2011 года я продолжал заниматься всем этим, а потом понял, что достиг потолка. Ничего нового в голову просто не приходило.
Именно в организации концертов?
Верно. Не лежала больше душа к этому. Но мне было интересно продолжать работу в общепите. Поэтому пришла идея открыть кафе и создать что-то новое для себя…
Но смотрите, «Битлджус» ведь все равно связан с музыкой… То есть общепит общепитом, а первоначальная «сфера» вас тоже не отпустила.
Безусловно! Я просто знал, что нужно совмещать то, что ты уже знаешь, с тем, что хочешь узнать. Были сразу кое-какие идеи. Когда только начали делать «Битлджус», я сразу понял, что это будет музыкальное кафе, но в котором не будет живой музыки.
Почему?
Все просто: площадь не позволяет. Зато здесь есть летний сад и музыкальный автомат – «джук-бокс», который я к тому времени уже видел в нескольких минских заведениях. Я хотел, чтобы каждый мог выбрать ту музыку, которую хочет услышать здесь и сейчас. Даже поп 90-х. Ведь любой интеллигент хочет порой почувствовать себя электоратом. Все хотят поиграть в какие-то роли. Если бы джука не было – была бы и совсем иная атмосфера.
Когда мы все это создавали, делали все по наитию. Все рождалось в процессе, то есть никакого дизайн-проекта на руках не было.
А откуда тогда идея бертоновского Битлджуса?
Да, кстати, нам не раз ставили в укор, что кафе не соответствует заявленной тематике («Битлджус» — мистический фильм ужасов режиссера Тима Бёртона – прим. «Культпросвет»). Но здесь суть не в фильме, а в атмосфере: в картине она немножко хулиганская. Так же и здесь: люди должны чувствовать себя свободно и раскрепощенно. Косвенно этот герой здесь своим поведением и образом присутствует. Что касается интерьера, то мы очень привязывались к винтажным вещам, даже туалетная комната сделана в ретро-стиле. Я сам нашел шкаф, зеркало… Тащили мебель и предметы интерьера со всей Беларуси.
Как родилась идея картины с «Клубом 27»?
Изначально мы хотели сделать эту красную стену совсем другой. А когда пришла наша подруга художница Света Петушкова, она сказала: «Давайте разместим клуб 27 в реальный рост!» То есть все герои изображены по росту, но мы нигде об этом не говорили, об этом мало кто знает. Когда мы закончили рисовать, я подумал, что это компания выглядит как-то очень трагично… Тогда решили добавить к ним Битлджуса. И большинство до сих пор гадает, кто это. Получился такой квест для гостей.
У вас до сих пор осталось какое-то внесистемное настроение, хулиганское… Откуда любовь к неформатным вещам? Благодаря музыке?
Я очень разную музыку люблю. Все от настроения зависит: сегодня слушаю джаз, завтра в машине целый день Nirvana, послезавтра Агата Кристи, а потом хаус или транс хиты 2015 года.
Даже шансон бывает?
Ой, нет.
А если оригинальный, французский?
А, тогда да. Мы даже пару концертов таких делали. С Серебряной Свадьбой, например.
Существует ли для вас осязаемая музыкальная культура Минска?
Если говорить в целом – мне кажется, в последнее время она находится в стадии стагнации. Ничего не происходит, мы просто стоим на месте. За последние 5 лет в Минске не появилось и пяти нашумевших музыкальных проектов… А если вспомнить, что происходило с 2005 по 2010 год, сколько родилось групп: «Серебряная Свадьба», «The Toobes», «Akute», «Кассиопея».
Недавно мы ездили с группой J:Morc в тур по Беларуси – везде аншлаги. Будь то Молодечно, Орша или Речица. А из новых что?
Билеты на них раздают не как на патриотические концерты в госструктурах?
Нет-нет-нет, люди приходят сами. Это очень интересно: как группа, которой больше 10 лет, продолжает собирать полные залы в Беларуси.
Чем обусловлено это современное музыкальное затишье?
Я думаю, что все это взаимосвязано с развитием социальных сетей, интернета и доступности музыки. Сегодня молодые музыканты могут получить доступ к абсолютно разной музыке и очень быстро: нужно просто зайти в интернет. Раньше это нужно было где-то выискивать. Может быть, кто-то обидится, но я скажу так: тогда музыканты больше придумывали сами, чем сейчас. Вася и Петя заходят в интернет, находят ска-панк группу и начинают играть так же, а все друзья думают, что это их идея. Но они ведь просто пародируют. Cтало меньше гаражной музыки. Кстати, про технологии. Когда только появилась ВКонтакте Саша Богданов говорил мне: «О, классно! Теперь не нужно расклеивать афиши. Можно размещать всю рекламу о концертах в интернете бесплатно!» Раньше мы развешивали афиши на водосточных трубах, и за это штрафовали.
Про «раньше»… Помните, в Минске было много субкультур, которые делились в том числе и по музыкальным пристрастиям: эмо, панки, хиппи и так далее… Куда пропали все эти люди?
Выросли. И границы музыкальные все больше размываются: нет жестких музыкальных разграничений. Новое поколение – это поколение ВКонтакте. У них уже другие критерии для объединения, не только музыкальные…
Когда за музыкой стоят определенные взгляды музыкантов, например, на политику, это может объединять людей?
Говорим про BRUTTO? Мне кажется, в этом больше популизма. Помните недавний скандал? Группа, которая позиционировала себя как «спорт, гири и все остальное», сейчас запустила с пиццерией акцию: «Закажи 2,7 или сколько там килограммов пиццы и получи бесплатно билет на концерт группы».
Остались ли в Беларуси какие-то черные списки?
Они были, но их никто никогда не видел. Вот прямо так, чтобы списком. Сейчас вроде как всем все разрешают. Я стараюсь в это не вникать. Музыкант всегда стоит на баррикадах: кто-то карабкается, кто-то нет. Все мы взрослые люди и должны понимать, что мы делаем и для чего.
Стандартный вопрос, но к финалу более позитивный: планы на будущее?
Джазовые летние вечера на террасе! Музыкальная культура у нас прививается отдельными людьми, держится на инициативе. Поэтому будем пробовать совмещать акустические вечера с известными музыкантами с джазом. Но больших фестивалей на территории делать уже не будем.
Дельфин
Re:Public / 7 марта
Вечно живой артист, который очень редко дает интервью. Поэтому догадываться, что у него в голове, можно только по его песням. Последний раз, когда я ходил на его концерт, мне очень зашло. Однозначно да.
ПТВП
Паб «Брюгге» / 23 марта
Для тех, кто хочет открыть для себя неформальный Питер – полный андеграунд – это сюда. Леха Никонов, кстати, был у нас в Битлджусе.
Час Земли
Культ. центр «КОРПУС» / 25 марта
В этом году концерт будет проходить в Корпусе 8, мероприятие организовывают экологи. Суть в том, что музыканты будут выступать в темноте: электричество будет подаваться только на инструменты.
Крама
Ресторан-пивоварня «Друзья» / 26 марта
Вот сюда однозначно пойду, поскольку это мои старые знакомые, и я вообще люблю их творчество. Они качают!
Сплин
Prime Hall / 14 апреля
Это можно даже не обсуждать, Сплин – одна из самых популярных российских групп.
Как вам их новый альбом, кстати?
Почти не слушал, но у меня очень много подруг, которые их любят, и у меня иногда создается впечатление, что Сплин любят только девочки (смеется).