Меню

Новости

Гера Глик

«Джеки Чана можно было найти на каждом углу, а вот Антониони или Бунюэля — нереально»

Гера Глик — один из организаторов известного кинопроекта Cinemascope, который не раз выручал минчан, когда афиша была в глубокой депрессии от фильмов, снятых по принципу «И так сойдет!». Мы встретились субботним утром в небольшой кинозале «Ракеты», где обычно проходят сеансы Cinemascope. Без зрителей зал выглядел как корабль-призрак, но уже через несколько минут он наполнился историями о минских киноклубах 90-х, появлении Cinemascope и отборе фильмов для его программы, а главное — мы узнали о пятерке лучших фильмов в феврале.

Минские киноклубы 90-х: сине-зеленый Феллини 

В 90-х годах прошлого века во Дворце культуры профсоюзов было кафе «Проспект», и там же был видеосалон. Мы с моим однокурсником работали там и как люди, имеющие отношение к режиссуре, старались подбирать фильмы не совсем попсовые. Помню, что с большим трудом доставали копии интересующих фильмов, а по тем временам это была большая проблема… Ну, Джеки Чана можно было найти на каждом углу, а вот Антониони или Бунюэля — нереально. Но мы сумели раздобыть копию этих фильмов и показать их.

Параллельно с этим киноклубом существовал другой, в кинотеатре «Пионер» — назывался «Профиль». Они показывали фильмы со старых пленок. Как ни странно, в Советском союзе покупали и Бертолуччи, и Феллини, и Антониони. Другой вопрос, какого качества были картинки — на свемовской пленке изображение было сине-зеленое.

Позже часть людей из «Профиля» и нашего киноклуба создали ассоциацию «Киноклуб». Я, Светлана Савчик (нынешний директор кинотеатра «Пионер»), Максим Жбанков — вот это и был «Киноклуб». Он просуществовал до начала этого века. Но потом интересы разделились, и мы разошлись.

Cinemascope5

Cinemascope и его первый «полет» в «Ракете»:

Танцплощадка, диджейский столик и запах конюшни

На тот момент у меня было желание иметь деньги на существование и заниматься любимым делом. Мы с Олей (Ольга Надольская — одна из организаторов Cinemascope) решили не ждать милости природы, а закупать те фильмы, которые хотим. Тогда на базе «Победы» мы проводили разовые показы, а потом еще в «Центр-видео» в «Столице». Когда «Центр-видео» закрылся, нужно было что-то делать с оставшимся оборудованием. Мы пошли искать кинотеатр — и пришли в «Ракету».  

«Ракета» тогда была мертвая. Тут была танцплощадка, диджейский столик, и пахло конюшней. Окна нельзя было открыть — они буквально вываливались, вентиляция была заброшена. Мы пришли домой удрученные. Потом все-таки решили, что наверху откроем кинозал: купим мешки, поставим списанные кресла, — ну, что-то можно будет сделать.

Первый фильм, который мы купили для большого экрана, — «Любовь живет три года». Нас устроила закупочная цена, и это не совсем попса, а добротно сделанное кино с легким юмором, без всяких там шедевров. Не могу сказать, что был ажиотаж, но в целом получилось неплохо. Поэтому мы решили, что можно работать дальше.  

Cinemascope7

Как отбирают фильмы для Cinemascope:

Важность хайпа, провальный показ Ким Ки Дука

Мы сразу отказываемся от фильмов на пленке, потому что это посылка весом около 16 килограммов и мы ее не растаможим никогда в жизни, а если решимся — билет на сеанс будет стоить неразумных денег. А еще с пленкой встает вопрос с субтитрами — необходим человек, который будет контролировать вывод субтитров на экран. Поэтому показываем оцифрованные, реставрированные копии: покупаем права на 3-5 лет, а какие-то продлеваем, к примеру, Хичкока — он у нас очень популярен. 

При отборе фильмов мы с Олей ориентируемся на свой вкус и предполагаем, на что могут пойти люди. Делать опросы, как показала практика, — абсолютно бессмысленно. Один раз мы повелись на модного режиссера Ким Ки Дука — все кричали: «Да! Мы пойдем!» Это была наша самая провальная покупка — пришло очень мало людей. Наши зрители в основном приходят на фильм, о котором они что-то знают. Важно, чтобы о фильме написали российские издания, которые несут хайп — Afisha.ru и Colta.

Cinemascope4

Трудности и раздражители:

Громкие начос. Свет включен! Поднимайтесь, вам пора!

Для меня в нашем деле главная трудность — это чипсы и попкорн. Есть, конечно, фильмы, где можно есть, не знаю, «Мальчишник» какой-нибудь — ну, черт с ним! Но когда хрустят чипсами на Скорсезе — это катастрофа. Недавно смотрели «Ла-ла-лэнд», рядом сидела приличная девушка, которая достала из сумки начос и во время сцены, когда девочка плакала, — хрум-хрум-хрум! На весь зал! Конечно, она понимает, что ее слышат остальные, пытается есть тише, но не получается. Это беда, и как с этим бороться, мы пока не придумали.   

Еще рубит, если включают свет на финальных титрах. Фильм не закончился, человек еще погружен в атмосферу кино, и тут бах! Включается свет и все. Конец. По негласному закону фильмопроизводства весь фильм должны показывать в темноте.

Профессиональная деформация — заразная штука

Я не могу спокойно смотреть кино — как музыкант не может спокойно слушать чужую музыку: он слышит, где сфальшивили, промахнулись. Эта профессиональная деформация — заразная штука, она распространяется на всех. Я смотрю и думаю: почему тут камера трясется? Что, нельзя было на штатив поставить? Если трясется, то для чего она трясется?

Для меня в выборе фильма первый критерий — режиссер. Если мне интересен режиссер, то я, скорее всего, пойду на его фильм, чтобы увидеть, растет он или деградирует. На втором месте, если я режиссера не знаю, — краткая аннотация, потом уже актеры. Трейлер стараюсь не смотреть — в нем либо все самые интересные моменты, и тогда фильм уже не интересен, либо кажется, что фильм будет ужасным, а на самом деле там столько всего интересного, чего в трейлере нет.

 «Властелин колец», реж. Питер Джексон

24-26 февраля, к/т «Москва»

В декабре прошлого года был юбилей выхода первой части — пятнадцать лет. «Властелин колец» — это культовое кино, которое все смотрели на видеокассетах или в кинотеатре. В конце февраля будем показывать все три части. Это фильм, который нужно смотреть на большом экране… или экранище, а в «Москве» один из самых больших экранов в Минске.

«Голос монстра», реж. Хуан Антонио Байона

2-15 февраля

Последние несколько лет в кино очень популярны социальные темы, а в беларуском кинематографе — тема войны. Фильмов, которые связаны с миром фантазий и детьми, не так много, хоть эта тема и любопытна. Сюжет «Голоса монстра» перекликается с «Лабиринтом Фавна» и «Там, где живут чудовища», поэтому это кино должно быть не скучным.  

«Времена года / Поры года», реж. Жак Перрен, Жак Клюзо

9-15 февраля, к/т “Мир”

Это кино от авторов известных лент «Океаны» и «Птицы». Его снимали несколько десятков операторов, чтобы собрать больше материала, а потом монтировали по принципу времен года: зима, весна, лето, осень. Техника, большое количество съемок позволяют увидеть то, что мы в жизни никогда сами не заметим: те же полеты птиц, жизнь рыб в океане. В сезонах есть замечательная сцена — охота волков, как ее снимали — остается тайной. Фильм красивый, и посмотреть его любопытно, а еще это наша первая попытка выпустить фильм с беларуским закадровым переводом.

«Лего Фильм: Бэтмен», реж. Крис Маккей

9-25 февраля

В этом фильме, скорее всего, используется анимация с закосом под стоп-моушн. Я не думаю, что они реально все фигурки снимали, — это слишком трудоемкий процесс. Мне кажется, это должно быть такое «кино для взрослых и детей». К тому же 3D в анимации всегда лучше, чем в игровом кино.

«Прекрасные дни в Аранхуэсе», реж. Вим Вендрес  

9-15 февраля, к/т “Пионер”

Если не ошибаюсь, копия будет одна на весь Минск. Фильм выбирали для того, чтобы разнообразить репертуар и поддержать тех, кто интересуется серьезным кино. Как правило, Вендерс снимает кино для вдумчивого зрителя: очень спокойное, достаточно ровное. Но в последнее время он стал очень неоднозначным режиссером.

Теги: ,
Top