Выставка представляет произведения церковного искусства XVII–XXI вв. В экспозиции демонстрируются православные, католические, униатские иконы и алтарные картины, художественное ткачество, предметы литургии.
На выставке, следуя хронологии, представлены произведения из собрания Национального художественного музея Республики Беларусь и иконы современных иконописцев, продолжающих древние традиции Византии и стран Балканского региона.
Организаторы проекта стремились на примере художественных памятников различных конфессий продемонстрировать сходство и различие в трактовках религиозных сюжетов, а также акцентировать внимание зрителя на главном постулате – едином источнике формирования христианской культуры.
Отличительная особенность выставки состоит в том, что в ее состав вошла большая часть икон, показанных в Музеях Ватикана с 18 мая по 25 июля 2016 г. Этот международный выставочный проект стал крупнейшим событием в истории белорусской культуры. Несомненно, внимание зрителей привлечет раздел, посвященный деятельности реставраторов музея. Благодаря кропотливой работе этих уникальных специалистов возрождаются подлинные шедевры национального искусства, находившиеся на грани исчезновения.
Открывают экспозицию иконы «Спас Вседержитель» и «Богоматерь с младенцем» 1670-х гг. из Николаевской церкви г. Пинска, сохранившие традиционную византийскую иконографию. Комплекс живописных произведений католического монастыря Святой Бригитты в Гродно середины XVII в. демонстрирует влияние европейской, прежде всего фламандской художественной культуры на творчество местных мастеров.
В 2009 году по благословению Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в Национальный художественный музей Жировичским монастырем переданы семь старинных икон из иконостаса Успенского собора, сооруженного около 1730 года. Удаление музейными реставраторами позднейших поновлений открыло великолепную, мощную и красочную живопись в духе европейского барокко. Иконы праздничного ряда иконостаса представлены двумя комплексами: из Оброво, середины XVIII в. – овальной формы с фигурным обрамлением и Шерешево, второй половины XVIII в. – редкой иконографии и необычной композиции.
Декоративно-прикладное искусство представлено церковными католическими облачениями из тканей западноевропейского производства, предметами литургии – алтарные и напрестольные кресты, чаши для причастия, дискос, оклады икон.
Сакральные произведения дают представление об особенностях формирования белорусского искусства в сложном взаимодействии с культурами Запада и Востока. Белорусские мастера осваивают новые технологии, темы и сюжеты, привносят в церковную культуру свое видение и понимание небесного мира, тесно связанного с земными реалиями.
Стоимость: для учащихся и студентов дневной формы обучения – 2,50 руб., для взрослых – 5 руб.