10 декабря минский Falcon Club собрал авторов и поклонников кино на самом масштабном событии Международного фестиваля мобильного кино velcom Smartfilm. Рассказываем во всех подробностях, как прошел киновыходной.
Мастер-классы, посвященные аспектам создания кино в целом и мобильного в частности, становятся полноценной частью фестиваля Smartfilm. Но в нынешнем году эта идея была реализована в невиданных прежде масштабах: в дополнение к трем традиционным обучающим мероприятиям Cinema Weekend предложил участникам целых десять часов киноинтенсива в режиме нон-стоп.
Make Cinema
Основные мероприятия Cinema Weekend были распределены по трем залам кинотеатра Falcon Club. Первый зал – Make Cinema – собрал тех, кому по роду занятий или увлечений интересен процесс создания кино: от написания сценария до работы со звуком, от актерской игры до постпродакшна.
Открыл программу мастер-класс сценариста Александра Тыкуна. По его мнению, мобильное кино может стать хорошим инструментом для развития навыков написания сценария, умения передавать самое важное несколькими яркими штрихами: ограниченный хронометраж и технические особенности съемки на смартфон делают залогом успешного ролика именно драматургические приемы. Без драматургии, героя, которому зритель поверит, логичной компоновки сцен и продуманных поворотов сюжета в каждой из них лучшее, что может получиться, – просто красивая картинка.
Затем сценарное мастерство сменилось актерским: актер Национального академического драматического театра им. М. Горького и руководитель Минской школы-студии драматического искусства Олег Коц посвящал участников своего мастер-класса в тонкости работы актера в кадре, а актеры театра и кино Павел Навроцкий и Валентин Шляхтичев продолжили эту тему мастер-классом «Техника работы актера в кино и театре».
Затем одна из лучших белорусских звукорежиссерок Светлана Сокол рассказала о звуковых приемах и их необходимости. Задача хорошего звукорежиссера, по ее словам, – создать мир звуков из тишины. Она напомнила, что звук в кино – отнюдь не вспомогательный инструмент, а мощное средство воздействия на зрителя: с его помощью можно как расширить границы кадра, так и сузить весь мир до одного-единственного шума, что бы при этом ни происходило на экране.
Работу первого зала завершили мастер-классы по «техническим» дисциплинам: арт-директор школы дизайна Дмитрий Шелепнев рассказал о том, какие кадры лучше использовать в кино, в motion-дизайне, в рекламе, а продюсер и режиссер монтажа Андрей Новицкий остановился на основных этапах кинопроизводства: от подготовительного до монтажно-тонировочного.
Think Cinema
Пока в первом зале разбирали по полочкам нюансы создания кино, во втором зале – Think Cinema – его смотрели, обсуждали и анализировали. Программа началась с показа работ молодых режиссеров: «Под кронами деревьев» Игната Качана, «Двадцатьшестнадцать» Андрея Кривецкого и Дмитрия Рачковского и «Одной крови» Митрия Семенова-Алейникова (эта работа, напомним, получила 12 различных наград более чем 50 международных кинофестивалей).
Затем зрителям предложили программу лучших работ Международного фестиваля короткометражных фильмов Kinosmena. Ее представил организатор фестиваля – белорусский режиссер, сценарист, актер Игорь Осмоловский. Он поделился своим мнением:
– Зрители получают удовольствие от хороших фильмов, а режиссеры могут увидеть и оценить лучшее из того, что снимается сегодня. А если, как в случае с фестивалем Kinosmena, на попадание той или иной работы в программу влияют также и результаты зрительского отбора, это дает представление о том, что сегодня интересно аудитории. А начинающим режиссерам, которые и являются основными участниками Smartfilm, эта информация, я думаю, крайне полезна.
Вторая часть программы была посвящена работам уже состоявшихся мастеров экрана. Зрители смогли увидеть сразу две сенсации крупнейших европейских кинофестивалей этого года: нашумевший фильм режиссера Марин Аде «Тони Эрдманн» и «Неизвестную» двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви» братьев Дарденн.
Представляя картину «Тони Эрдманн» на Cinema Weekend, Игорь Сукманов, программный директор «Лістапада», спрогнозировал победу немецкого фильма на церемонии вручения наград Европейской киноакадемии, которая состоялась вечером 10 декабря во Вроцлаве. И оказался абсолютно прав: пронзительная картина Аде удостоилась звания лучшего европейского фильма года и победила еще в четырех престижных номинациях. А после показа фильма «Неизвестная» у зрителей была возможность обсудить его с участником жюри Smartfilm киноведом и кинокритиком Антоном Сидоренко.
Cinema Online
Третий зал – Cinema Online – собрал любителей технологических новинок и онлайн-формата. Именно здесь свой мастер класс по VR – созданию виртуальной реальности – представила компания Samsung участием команды Feeling Films, одного из лидеров в развитии видео в формате 360° в Беларуси. Здесь же прошел online-мастер-класс известного режиссера Дмитрия Астрахана, посвященный взаимодействию режиссера и актера.
Параллельно с показами и воркшопами в Falcon Club проходил киноквиз, подготовленный командой организаторов. Угадать фильм по саундтреку, кадру, постеру, цитате, набрать наибольшее количество баллов и выиграть призы от организаторов – таковы были условия квиза, проходившего в течение всего дня.
Насыщенный событиями Cinema Weekend прошел в самый разгар приема работ на фестиваль velcom Smartfilm, который продлится до 25 декабря. В этом году фестиваль впервые стал международным: свои мобильные фильмы наряду с белорусами уже прислали десятки авторов из ближнего и дальнего зарубежья – борьба за призовые места обещает быть увлекательной.