Меню

Новости

Классическая музыка

Как слушать и что слышать

Для начала условимся о терминах. Привычно и даже принято говорить о музыке классической, если речь идет о концерте в филармонии, оперной или балетной постановке. Однако правильнее в таком случае говорить о музыке академической, так как «классика» – это вполне конкретное определение музыкальной традиции, характерной для эпохи классицизма. В этом смысле музыка Гайдна и Моцарта – классическая, а, к примеру, Шопена – романтическая. Академическая же музыка – понятие достаточно широкое, вмещающее в себя «серьезную» музыку всех направлений и периодов. Теперь можно идти дальше.

Мир академической музыки может показаться герметичным, доступным только профессионалам или подготовленным слушателям, посвятившим несколько лет своего детства музыкальной школе. В каком-то смысле это так, ведь легче осваивать иностранный язык, если когда-то знал его алфавит и что-то на этом языке слышал. Однако это совершенно не обязательно – важнее желание, а навыки приложатся. К тому, чтобы академическая музыка стала ближе и понятнее, можно идти по-разному, общего рецепта тут нет и не может быть. Но можно дать несколько советов, которые могут пригодиться.

  • Слушайте больше живых выступлений

Прослушивание записей хорошо и ценно, но только на концерте можно почувствовать сиюминутное рождение музыки, стать свидетелем создания произведения как будто из ничего, ведь, исполняя, музыканты создают его снова, с чистого листа. Это как машина времени, действие которой ограничено жизнью звуков, музыкальных мыслей, собранных композитором именно в этой комбинации. Такой опыт присутствия, сопричастности творению доступен немногим видам искусства.  Можно слушать также различные варианты исполнения разными музыкантами, сравнивать, думать, почему что-то нравится больше, а что-то меньше. И пусть ваше мнение будет субъективным, главное – тренироваться, чтобы слышать как можно больше нюансов, замечать что-то такое, что привлекает и заставляет слушать снова и снова.

  • Интересуйтесь историческим периодом, когда были написаны сочинения, которые вы слушаете

Музыка вполне может считаться документом, отражением эпохи, внутри которой она была рождена. Конечно, отражение это не так точно и буквально, как литература и живопись, — музыка здесь скорее ближе архитектуре: она отражает общее настроение, вкусы, установки своего времени. К примеру, уже упомянутая классическая музыка несет в себе идею рациональности, соразмерности, стройности и логичности. Детали классических сочинений всегда отточены, ясны и гармоничны. Недаром именно в эпоху классицизма гармония в музыке играла ведущую роль, а учение о гармонии развивали многие выдающиеся музыканты. Мироздание казалось гармоничным и разумным – на этих же принципах строилась и музыка. И так можно рассмотреть любой исторический период: музыка всегда шла рядом с событиями, отражая, высказываясь на их счет, порой предвосхищая. Это же можно сказать и о важной для восприятия музыки вещи – о течении музыкального времени, в котором сочинение звучит и которое мы ощущаем так или иначе. Иногда может казаться, что классическая симфония на наш вкус слишком многословна, даже затянута. Это вопрос скорости жизни, характерной для того или иного периода. Для современников Моцарта, например, время шло значительно медленнее, чем для нас с вами, ведь паровоз, ускоривший передвижение, был изобретен только в начале 19 века. До этого такие скорости были немыслимы.

  • Читайте биографии композиторов

Важно знать, чему посвящено и в какой жизненной ситуации написано то или иное сочинение, – тогда оно может открыться для вас совсем иначе. Например, известный Революционный этюд Шопен писал во время Польского восстания 1830-31 годов, находясь далеко от родины, обеспокоенный судьбой страны и близких ему людей. Дух этой музыки пропитан патетикой, гневом, отчаянием, но и верой в победу. Правда, сам композитор этот этюд так не называл. Возможно, первым дал такое название Лист, которому этюд и посвящен. Но это уже другая история. А иногда можно узнать что-нибудь забавное, подробности, которые сделают таких, казалось бы, далеких и «серьезных» композиторов живыми людьми, а не небожителями. К примеру, всемирно известный итальянский композитор Джоаккино Россини, прославившийся своими операми, написал свой последний шедевр, оперу «Вильгельм Телль», в 37 лет. Остальные 39 лет жизни он посвятил музыкальной критике, педагогике и… кулинарии. Ее он считал не менее важным искусством, чем музыка. В честь композитора названы многие кулинарные рецепты.

  • Попробуйте посмотреть на музыку как на возможность диалога

Любое музыкальное сочинение индивидуально, каждый слушатель ассоциирует его с чем-то своим. Диалог с произведением может состояться, если у нас появится эмоциональный отклик, собственные ассоциации, узнавание чего-то дорогого, но забытого. И чем больше разной музыки вы будете слушать и переживать, тем богаче станет мир ваших ассоциаций, тем интереснее будет продолжать это общение.

  • Учите детей музыке

Неважно, как велики будут достижения, важно показать, что музыка – это красиво, а если еще и сам/а можешь сыграть – вообще здорово, ведь умеешь что-то такое, чего не умеют другие. Если появится интерес и увлеченность, то со временем ваши дети станут теми самыми подготовленными слушателями и будут благодарны вам за то, что освоили еще один дополнительный язык.

Top