Действие первое
Картина первая
Крестьяне украшают деревню, готовясь к встрече своего суверена – Командора Гомеса – после его удачного военного похода. В Фуэнте Овехуне Командор не снискал любовь своих подданых главным образом из-за того, что, пользуясь своей властью, преследует девушек .
Молодой Фрондосо пылко влюблен в дочь алькальда деревни Эстевана, красавицу Лауренсию. При каждой встрече он признается ей в любви, но Лауренсия только посмеивается над юношей.
Молодежь веселится в ожидании своего господина. Подруга Лауренсии юная Паскуала и влюбленный в нее Менго затевают игры.
Но вот и Командор со своими солдатами возвращается в Фуэнте Овехуну, где алькальд приветствует его от имени всех жителей. Однако Гомесу нужно не это; его цель – Лауренсия и Паскуала. Слуги Командора Фернандо и Ортуньо то хитростью, то силой пытаются заставить девушек пойти с ними в замок Командора. С помощью Менго к ярости хозяина девушкам удается убежать.
Картина вторая
Ранее утро. Девушки направляются к источнику. Раздаются звуки рога — Командор отправился на охоту. В безлюдном месте у ручья он встречает Лауре=сию. У девушки свидание с Фрондосо, но, увидев Командора, она умоляет юношу спрятаться в кустах. Командор же, уверенный, что они с Лауренсией вдвоем, отложив в сторону арбалет, намерен любой ценой добиться ее. Выскочивший из укрытия Фрондосо хватает арбалет и заставляет Командора отступить. Лауренсия убегает за помощью в деревню. Командор потрясен испытанным унижением и уходит, поклявшись жестоко отомстить обидчику.
К источнику приходят Паскуала и крестьянские девушки. Сюда является и Менго. Как всегда с его появлением начинается веселье, и девушки забывают о стирке.
В разгар веселых игр испуганная в разорванном платье вбегает Хасинта. Ее преследуют пьяные слуги Командора. Схватив корзины с бельем, девушки в страхе разбегаются. Менго пытается защитить Хасинту от грубых притязаний слуг.
К ручью возвращается Командор в сопровождении солдат. Надеясь на справедливость, Менго жалуется Гомесу на бесчинство его слуг, но тот приказывает солдатам исполосовать спину юноши плетью, а Хасинту отдает слугам для забавы. В это время появляется гонец с письмом от Великого Магистра ордена, и Командор во главе войска спешит в поход.
Лауренсия приводит крестьян на помощь Фрондосо, но видит его невредимым. Покоренная смелостью Фрондосо, Лауренсия признается ему в любви.
Действие второе
Картина третья
Пока командор отсутствует, Лауренсия и Фрондосо решают пожениться – к радости своих родителей и всего селения, давно ожидавшего этого события. На их свадьбе только Хасинта своими тягостными воспоминаниями на мгновение нарушает общее веселье, но Лауренсии и Паскуале удается вовлечь ее в общий танец.
В разгар ликования возвращается командор. Помня о своей обиде, он приказывает схватить Фрондосо и отвести его в тюрьму. Отправляют под стражу и Лауренсию, осмелившуюся подать голос в защиту жениха.
Картина четвертая
Жители селения собираются на сход, их мнения разделяются: одни готовы хоть сейчас расправиться с жестоким правителем, другие предпочитают трусливо молчать. В разгар спора прибегает Лауренсия.
Вид ее ужасен – волосы растрепаны, одежда в крови, тело в ссадинах. Взволнованный рассказ девушки о перенесенных ею унижениях и пытках производит на собравшихся страшное впечатление. Лауренсия призывает народ восстать против Командора. Ее последний довод – если в селении нет мужчин, то женщины сумеют сами отстоять свою честь – решает дело: все жители деревни кидаются на штурм замка бывшего сюзерена.
Картина пятая
Чаша народного терпения переполнилась.
Солдаты Командора, не выдержав дружного натиска восставших, отступают. В яростном поединке освобожденный из тюрьмы Фрондосо побеждает Гомеса. Командор и его верные слуги убиты и буквально растерзаны толпой.
Восставший народ клянется защищать до смерти свою свободу.
Подробнее в нашем материале: АРАРАТ. МНЕНИЕ с Дмитрием Заболотным
по мотивам пьесы Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»)
Композитор: Александр Крейн
Хореография: народный артист СССР Вахтанг Чабукиани
Редакция либретто и постановка: народная артистка Грузии и России Нина Ананиашвили (Грузия)
Дирижер-постановщик: Олег Лесун
Художник-постановщик: Давид Монавардисашвили (Грузия)
Художник по костюмам: Александр Васильев (Россия)
Художник по свету: Маргус Ваигур (Эстония)
Художественный консультант: народный артист России Алексей Фадеечев (Россия)
Ассистенты балетмейстера-постановщика: Екатерина Шавлиашвили, народный артист Беларуси Игорь Артамонов
Дирижер: Андрей Иванов
Продолжительность: 2 часа с одним антрактом
Фото: архив театра