Введение в экзистенциальную энтомологию
14 стихотворений обэриута Николая Олейникова, вокальный цикл из них сочинил композитор Валерий Воронов для голоса Светланы Бень , терменвокса, скрипки и рояля.
Текст:
В ОБЭРИУ культивировалась деконструкция языковой и фактической реальности. Все участники объединения делали это по-своему. Поэт Николай Олейников был сторонником острой сатиры и иронии, близким к обличающей части смеховой культуры. В этих стихах люди обретают черты насекомых и наоборот. Отношение к насекомому как к ближнему, возможность ему сочувствовать и даже любить — это зеркало. И нём преломляется презрение, которое иные ощущают к человеку, как если б он был таракан, муха или моль.
Музыка:
Сам жанр вокального цикла восходит к Шуберту и его «Зимнему пути». До нашего времени этот жанр прошёл череду преобразований, но в данном случае ближайшим источником переосмысления можно называть «Любовь и жизнь поэта» Л.Десятникова на стихи всё тех же обэриутов. От стилистического цитирования — до прямо контраверсивного прочтения. Это из очевидного. Неочевидные отсылки, жанровые и к конкретным классическим и современным произведениям, можно отыскать в разных частях цикла. Стилистическая многослойность указывает на действительную модернистскость цикла — без приставки «ретро-«. Для воплощения партитуры, необходимых саунда и атмосферы используются рояль, терменвокс, скрипка и эстрадный вокал.
Сценография:
Мультимедиа-художница Мария Пучкова создала анимированную видео-декорацию, которая в течение всего спектакля проецируется на три из четырёх театральных стен. Не только иллюстрирует, но создаёт и дополняет мир спектакля, — объекты, других персонажей, локации.
Вместе это собирается в музыкальный спектакль, жанрово балансирующий между эпической драмой и детскими считалками, регтаймом и оперным трагизмом. О жизни насекомых в мире людей и о жизни людей среди насекомых, о насекомых повадках человека и о человеческих страстях букашек. О восторге перед научным познанием мира и ужасе пред ним. О тщете, суете, красоте и Вселенной, которую увидел Николай Олейников.
Подробнее в нашем материале: АРАРАТ. МНЕНИЕ с Ольгой Мжельской
Режиссеры: Светлана Бень, Дмитрий Богославский
Композитор: Валерий Воронов
Мультимедиа-художник: Мария Пучко
Видеооператор, светооператор: Сергей Новицкий
Исполнители: Рояль – Даша Мороз, Скрипка — Алёна Дербина, Терменвокс – Артём Атрашевский, Вокал – Светлана Бень
Продолжительность: 1 час 10 минут (без антракта)
12+
Фото: Оля Пипченко (teart.by), Анна Довгель («Культпросвет»)