Меню

Новости

8 женщин-композиторов

Там, где немецкий предлагает нежное Komponistin, а французский – изящное compositrice, русский язык выдает «композиторша», невольно сводя женские достижения к побочным шумам, сопровождающим магистральные линии

Там, где немецкий предлагает нежное Komponistin, а французский – изящное compositrice, русский язык выдает «композиторша», невольно сводя женские достижения к побочным шумам, сопровождающим магистральные линии. Акценты в традиционной истории музыки начинают смещаться в 1970-е годы на гребне второй волны феминизма. И можно только радоваться открытию новых имен и не всегда заслуженно забытых произведений.

 

Хильдегарда Бингенская - женщина-композитор. Культпросвет

Теолог, исследователь-натуралист, врач, поэтесса, композитор и мистик. Настоятельница двух немецких монастырей, она много путешествовала, проповедовала на площадях (что тогда было для монахини неслыханным) и вела обширную переписку (среди ее корреспондентов были император Фридрих I Барбаросса и Папа Александр III). В свой сборник «Гармоническая симфония небесных откровений» Хильдегарда включила более семидесяти одноголосных песнопений. Она также является автором музыкальной драмы «Действо о добродетелях», которая ставилась в 1152 году по случаю открытия основанного ею монастыря под Бингеном.

Монастырь был далеко не худшим местом для творчества. В скриптории работали опытные переписчицы, а сочинения исполнялись на должном уровне в рамках литургических служб. Для Хильдегарды музыка словно обнимает собой все мироздание и проясняет его скрытый замысел, чувственно воплощает духовные истины и приближает человека к Богу. Это – изысканная ткань, в которой переплетаются тело и душа. В пении становится явным движение жизни, устремленной навстречу радости и полной реализации в обращении к Всевышнему. Поэтому дьявол в драме Хильдегарды – разговорная роль. Кроме того, это единственная партия, написанная для мужчины. Так более четко проводится граница между добром и злом.

Top